Адлер Анна Александровна

adlerАдлер Анна Александровна

(1856-1924),

            - просветительница, книгоиздатель, редактор и педагог, впервые в России выпускавшая книги для слепых по системе Брайля.

           

            Анна Александровна Адлер родилась 2 февраля 1856 г. в Москве в семье полковника русской армии. Ее детство и юность проходили в Казани, где она в 1874 г. окончила Мариинскую женскую гимназию с серебряной медалью и поступила на Казанские педагогические курсы. По их окончания в 1875 г. получила звание домашней учительницы.

Человек широко образованный, владеющий многими иностранными языками, А. А. Адлер посвятила жизнь делу народного просвещения, и в первую очередь, просвещения и образования незрячих.

            Сферу применения своих педагогических знаний Анна Александровна нашла в открытом в 1882 г. Московском учебно-воспитательном заведении (школе) для слепых детей, она была членом Распорядительного комитета и попечительницей школы.

            В учебном заведении было два отделения. В младшем – школьном отделении детей обучали грамоте. В старшем – ремесленном отделении незрячие осваивали ремесла: мальчики учились искусству плетения корзин и соломенных ковриков, девочки – шить и вязать. А. А. Адлер была убеждена, что слепые дети после окончания учебного заведения смогут зарабатывать на жизнь своим трудом. Но в первые годы в учебном заведении не было учебников и учебных пособий для обучения незрячих. Анна Александровна всю свою энергию сосредоточила на разработке методики преподавания, которая должна была учитывать своеобразие слепых детей, и создании учебных пособий, облегчающих изучение предметов.

            В 1884 г. А. А. Адлер отправилась в Европу с целью перенять опыт преподавания в учебных заведениях для слепых, она посетила Австрию, Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию. Ее поразило большое количество рельефных книг и методических пособий, которыми располагали зарубежные учебно-воспитательные заведения для слепых детей.

            По возвращении в Москву она взялась за изготовление рельефных географических карт и других наглядных пособий, занималась разработкой методик преподавания незрячим различных дисциплин.

            При непосредственном участии Анны Александровны в школе разрабатывались методики преподавания русского языка, литературы, арифметики, геометрии, истории, естествознания, природоведения. При изучении русского языка А. А. Адлер советовала особое внимание обратить на развитие умения кратко и четко излагать свои мысли. На занятиях арифметикой следует давать такие знания, которые пригодятся слепым в их будущей самостоятельной жизни.

            В 1883 г. А. А. Адлер осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники школы смогли учиться игре на музыкальных инструментах не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию музыкальных произведений. Это дало возможность поставить музыкальное обучение на научно-педагогическую основу, открывало учащимся путь к профессионализму. Невозможность издать пособие по нотной записи заставило А. А. Адлер собственноручно написать его по системе Брайля, а тиражированием оригинала занимались уже сами учащиеся.

            В России обучение слепых осуществлялось по книгам, напечатанным рельефно-линейным шрифтом. Но этот шрифт был затруднителен для восприятия осязающего пальца, рука незрячего при чтении рельефно-линейных книг должна была совершать много дополнительных движений. В западной Европе в это время уже получил распространение рельефно-точечный шрифт, разработанный Луи Брайлем (1809-1852).

            Понимая, что без книг, доступных осязанию незрячих, школьное образование развиваться не может, Анна Александровна решила самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых. В 1884 г. она на свои средства выписала из Германии типографский станок-пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности, чтобы приступить к печатанию книг по системе Брайля. А. А. Адлер получила в 1885 г. от властей разрешение на право перепечатки книг по системе Брайля в точном соответствии с оригиналом без прохождения в цензурном комитете, а также получила право печатать книги в своей типографии.

            Она собственноручно набирала текст, корректировала его и работала на печатном прессе. В наборе книги ей помогали ее подруга Эмма Ивановна Герман, родственницы Елена Васильевна и Лидия Васильевна Мышецкие и мама – Надежда Михайловна Адлер.

Чтобы напечатать книгу объемом 67 страниц, тиражом в 100 экземпляров потребовалось пять месяцев.

            С началом Первой мировой войны в 1914 г. Анна Александровна прекратила работу в Политехническом музее и добровольно вступила в Никольскую общину сестер милосердия Российского Красного Креста.  В 1923 г. А. А. Адлер активно участвовала в работе по созданию Всероссийского общества слепых. Из-за отсутствия помещения для работы она предоставила им свою квартиру на Остоженке, читала юридическую литературу, вносила свои замечания в проект Устава ВОС.   В январе-марте 1924 г. А. А. Адлер принимала участие в подготовке к изданию журнала “Жизнь слепых”.

Анна Александровна Адлер умерла 22 июля 1924 г. в Москве.

Ссылка на источник

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Незрячие родители

Незрячие родители… «Как ты справляешься?» Большинство незрячих слышали этот вопрос миллион раз на…

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш…

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…