Денискина Венера Закировна

deniskinaДенискина Венера Закировна

 

            Тифлопедагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Института детства Московского педагогического государственного университета, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Института коррекционной педагогики Российской академии образования (2006–2017 гг.). Почетный работник общего образования России.

            Венера Закировна с раннего детства видит мир так, будто смотрит в узкую трубочку, а слышит с помощью двух мощных цифровых слуховых аппаратов. Терять слух она начала почти 40 лет назад, а потом лишилась обоняния, перестала чувствовать и вкус пищи, но ее вкусу к жизни может позавидовать любой оптимист. Венера Закировна начинала свое школьное обучение в массовой школе в Уфе, а продолжила в Куйбышевской специальной школе для слепых. По окончании школы она получила два высших образования и стала одним из ведущих тифлопедагогов России.

            Венера Закировна Денискина родилась 1 января 1946 года в Уфе, в семье Закира Ахметовича и Аклимы Хабибулловны Хабировых. При регистрации ребенка мама Венеры Закировны изменила дату рождения на 2 января.

            Через два года в семье родился сын Рамиль, и именно в это время, когда мама Аклима Хабибулловна находилась в роддоме, Венера заболела корью. Корь дала серьёзное осложнение – частичную атрофию зрительного нерва, затем развилась дальнозоркость, амблиопия, косоглазие, резко сузилось зрение. В трехлетнем возрасте Венера Закировна стала инвалидом по зрению и до десятилетнего возраста была уверена, что так видят все люди.

            Дефект не заметили в детском саду, и на него сначала не обратили внимания в школе.

            Аклима Хабибулловна сделала все, чтобы дочка смогла жить самостоятельно, она поставила перед собой цель – воспитать дочь самостоятельной. Мама старалась научить дочку всему, что умеют делать ее сверстники. Она научила Венеру выполнять любую домашнюю работу: мыть посуду и полы, полоть грядки, кормить домашних животных, ходить в магазин за продуктами и т. д. Девочка чувствовала себя помощницей в доме, а не обузой. К моменту поступления в школу Венера Хабирова умела писать крупными печатными буквами, считала до десяти, знала наизусть много стихов и сказок. Однако учеба в школе началась нелегко. Не сложились отношения с первой учительницей, так как та не понимала, что Венера ребенок с проблемами зрения и ей необходима другая методика обучения.

            По совету незрячих друзей родители начали хлопотать, чтобы Венеру определили в школу для слепых. В Башкирии такая школа была – Куйбышевская школа для слепых детей, и с 5-го класса девочка продолжила обучение в ней.

            В 1964 году Венера окончила школу-интернат. В течение года работала электросборщицей на УПП ВОС, затем поступила на математическое отделение физико-математического факультета Башкирского государственного университета. Окончив университет, Венера Закировна работала в Уфимской школе-интернате учителем математики с 1970 по 1974 г.

Однако  в 1972 году на тифлоотделение дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

            В 1974 году Венера Хабирова вышла замуж, стала Денискиной и переехала в Москву. После переезда Венера Закировна не смогла устроиться на работу ни в одну из спецшкол по причине инвалидности по зрению. Но она рискнула пойти работать преподавателем математики в Городское профессионально-техническое училище № 45, где проработала год. Затем педагог получила предложение поступить на работу в качестве младшего научного сотрудника в лабораторию обучения и воспитания слепых детей Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» – ФГБНУ «ИКП РАО») от заведующей этой лабораторией Л. И. Солнцевой.

            В начале своей научной деятельности в Институте дефектологии Денискина проводила исследования, связанные с проблемами изучения математики в начальных классах школ для слепых.

            Постепенно круг научных интересов Денискиной расширялся – она стала одним из разработчиков специальных программ, призванных повысить эффективность работы школ по подготовке детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни.

            Под ее руководством ведется работа по изучению проблемы обучения детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательной массовой школы. Были исследованы возможности получения среднего специального и высшего образования инвалидами по зрению.

            Венера Закировна Денискина известна не только в научных кругах, ее знают во всех школах, дошкольных учреждениях, библиотеках и профессиональных учебных заведениях для слепых и слабовидящих детей.

            Венера Закировна участвовала в написании более 60 научных работ. Ее статьи опубликованы на различных языках мира.

            Математик, дефектолог, тифлопедагог, высококлассный специалист, В.З. Денискина внесла огромный вклад в развитие методики обучения математики детей с дефектами зрения, в систему социальной реабилитации детей. Венера Закировна является рецензентом изданий по тифлологии и учебников, предназначенных для детей с нарушением зрения.

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Незрячие родители

Незрячие родители… «Как ты справляешься?» Большинство незрячих слышали этот вопрос миллион раз на…

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш…

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…