Феоктистова Валентина Александровна

feoktistovaФеоктистова Валентина Александровна (Россия)

1930-2004

            Валентина Александровна Феоктистова родилась 24 октября 1930 г. в Ленинграде, ее отец работал начальником цеха на Балтийском заводе, с ранних лет приучая девочек трудиться, рассчитывать на свои силы, а мать была домохозяйкой. В Ленинграде ее застала война и страшная блокадная зима.

            Отец ушел на фронт, он защищал Родину на Ладоге, практически ничего не зная о судьбе своей семьи. Мать Валентины Александровны умерла от голода, а девочек эвакуировали из окруженного города и направили в детский дом. Об этих годах Валентина Александровна вспоминала мало и очень отрывочно. Говорила только, что благодарна судьбе за то, что их не разлучили с сестрой. Лишь в 1946 г. отец нашел своих дочерей и привез в чудом сохранившуюся комнату на Васильевском острове.

            В 1948 г. Валентина Александровна поступила на дефектологическое отделение Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, училась на отлично, была “сталинской” стипендиаткой. После окончания института начала работать учителем истории в школе для слабовидящих детей, одновременно продолжая свое образование в аспирантуре при кафедре тифлопедагогики под руководством профессора Б. И. Коваленко. За заслуги и достижения в области специального образования и активное участие в общественно-политической жизни В. А. Феоктистовой было присвоено звание “Отличник просвещения СССР”.

            В 1956 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “Распознание и понимание картин и рисунков учениками 1-3-х классов школы слабовидящих”, и с этого времени ее судьба была почти целиком связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена. Валентина Александровна постепенно набиралась опыта у своих учителей и стала ведущим преподавателем кафедры тифлопедагогики. Учебные программы по истории тифлопедагогики, коррекции и развитию зрительного восприятия, разработанные ею, были утверждены Министерством просвещения СССР для дефектологических факультетов.      

           

            Своими знаниями и опытом Валентина Александровна делилась с учеными, практиками и будущими специалистами. Полный список научных трудов В. А. Феоктистовой составляет более 100 наименований. Наибольшую известность получили учебники и хрестоматии В. А. Феоктистовой по истории отечественной и зарубежной тифлопедагогики, изданные не только на русском языке, но и переведенные на английский, испанский и польский языки. По ним обучались студенты нашей страны и за рубежом.

            Ее международная деятельность была отмечена специальной наградой Совета Французского ордена за заслуги в области дела слепых “Кавалерский крест” и памятной медалью Элен Келлер за активную работу со слепыми своей страны и пропаганду тифлопедагогических знаний.

            Она принадлежала к числу ученых, уделявших особое внимание людям, потерявшим зрение. Она была членом Всесоюзного общества слепых на правах зрячих (с 1962 г.) и представляла интересы незрячих на международной арене. С 1979 по 1987 г. являлась представителем во Всемирном совете слепых, членом Всемирной организации по благосостоянию слепых при ЮНЕСКО. Неоднократно выступала на международных конференциях: Антверпен (1979), Прага (1980), Найроби (1982), Париж (1984) и др. Именно Валентина Александровна добилась совершенствования образования не только в дневных, но и заочных школах для слепых и слабовидящих детей.

            В конце 1980-х гг. у Валентины Александровны возникла идея создания “Кабинета для консультирования родителей слепых детей” при кафедре тифлопедагогики. Она активно участвовала в создании программ воспитания и развития слепых дошкольников, материалов, инструкций, методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности коррекционно-педагогического процесса в специальных детских садах.

            Учитывая значимость проблемы взаимодействия учреждения и семьи, ею сформированы основные принципы и пути сотрудничества с семьей. В 1992 г. она поддержала инициативу родителей слепых детей по созданию Ленинградской ассоциации родителей-детей инвалидов по зрению. В помощь родителям незрячих детей были созданы методические рекомендации “Воспитание дошкольников с нарушенным зрением в семье”.

            Последним ее учебно-методическим пособием стала книга “Развитие навыков общения у слабовидящих детей”. Валентина Александровна очень хотела создать книгу, в которой теория бы сочеталась с практикой. Поэтому в данном пособии были изложены не столько базовые положения общей психологии и педагогики, но и обоснованы специфические подходы к решению проблем общения детей в условиях тяжелого зрительного дефекта. Ею впервые в отечественной тифлопедагогической литературе были обобщены и систематизированы упражнения по формированию мимики и пантомимики у слабовидящих детей, являющихся необходимыми формами неречевого общения. В приложениях были даны возможные конспекты и планы занятий (с иллюстрациями) по развитию неречевых средств общения у детей с нарушением зрения и рекомендации для родителей.

Валентина Александровна Феоктистова умерла 31 октября 2004 г.

Источник: https://rgbs.ru/tiflology/tiflonews/yubileynye-i-pamyatnye-daty/2015u/24-oktyabrya-85-let-so-dnya-rozhdeniya-valentiny-aleksandrovny-feoktistovoy-1930-2004-kandidata-peda/

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Незрячие родители

Незрячие родители… «Как ты справляешься?» Большинство незрячих слышали этот вопрос миллион раз на…

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш…

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…