Коваленко Борис Игнатьевич

kovalenkoКоваленко Борис Игнатьевич (Россия)

1890-1969

            Борис Игнатьевич Коваленко получил гимназическое образование. Учась на юридическом факультете Петербургского университета, работал воспитателем в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Затем до 1924 года работал в Смоленской области учителем сельской школы.

            В 1924 году Борис Игнатьевич становится заведующим школы для слепых в Смоленске. При нём смоленская школа для слепых детей сталовится лучшей в стране.

            Борис Игнатьевич утверждал, что цели и задачи образования слепых такие же как и у зрячих. Но для успеха работы требуется определённое изменение методики проведения занятий, соответствующее оборудование учебного процесса, а главное, учёт состояния остаточного зрения и требований коррекции и компенсации дефектов развития. Он считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей.

            По инициативе Б.И. Коваленко в Смоленске осуществлён эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с 5 класса школы. В результате эксперимента были сделаны следующие выводы:

  • Совместное обучение слепых и зрячих в детском саду и затем с 5 класса школы доступно далеко не всем. Целесообразно включать слепых детей в класс для зрячих лишь небольшими группами по 2-3 человека;
  • Необходим специальный инструктаж. Систематические встречи тифлопедaгогов с воспитателями детских садов и учителями массовой школы, работающих в классах, куда направлены слепые дети. В ряде случаев следует предоставлять специальные пособия;
  • Слепые дети, посещающие школу для зрячих, жить должны в своей школе для слепых, им надо оказывать помощь при подготовке домашних заданий и проработке тем, требующих специальных технических средств. Особое внимание следует уделять знакомству с предметами и явлениями окружающей действительности, проверке тетрадей и контрольных работ.

            В 1926 году Б.И. Коваленко утвержден Президиумом Государственного Совета членом методической комиссии при отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних и по поручению Наркомпроса. В составе методической комиссии Борис Игнатьевич принимал активное участие в решении вопросов обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

            С 1925 года Б.И. Коваленко начинает преподавательскую деятельность. Он читает лекции в МГПИ им. B.И. Ленина, а с 1929 года — профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена в Ленинграде. Он организует в институте кафедру тифлопедaгогики. с 1934 года Б.И.Коваленко не только заведует кафедрой тифлопедaгогики, но и становится деканом дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена.  В 1938 году Б.И.Коваленко по совокупности научных достижений присваивается ученая степень доктора педагогических наук.

            В годы Второй мировой войны Б.И. Коваленко находится в Перми — назначен консультантом военно-врачебной комиссии Уральского военного округа по делам помощи ослепшим военным.

            В 1944 году Б.И. Коваленко избран членом-корреспондентом АПН РСФСР. B конце войны он готовит тифлопедaгогов в МГПИ им. B.И. Ленина.

            Вернувшись после войны в Ленинград Борис Игнатьевич продолжает руководить дефектологическим факультетом и кафедрой тифлопедaгогики ЛГПИ им. А.И. Герцена, где открывает доступ к обучению на дефектологическом факультете слепых и организовывает условия их обучения.

            Борис Игнатьевич Коваленко умер 10 сентября 1969 в Ленинграде.

            Б.И. Коваленко один из главных организаторов преобразования системы обрaзовaния людей с нарушением зрения. В 30-e годы он одним из первых поднял вопрос о преобразовании начальных школ для слепых в семилетние, а также о создании средних школ для слепых там, где для этого есть возможность. Он организатор школ для слабовидящих. В 1932 году сначала открываются классы, а потом школы для слабовидящих. Б.И. Коваленко участвует в организации детских садов при школах для слепых.

            Б.И. Коваленко отмечал необходимость дифференцированного подхода в обучении детей с нарушением зрения. В 1947 году открыты первые и вторые классы для частично зрячих детей, затем класс для умственно отсталых слепых.

            Много сделал Б.И. Коваленко для реабилитации потерявших зрения на войне. Он организовал всестороннюю психолого-педагогическую помощь, трудоустройство и социальную адаптацию потерявшим зрение на войне.

            Б.И. Коваленко разработал приборы, пособия, облегчающие жизнь слепым и слабовидящим, систему краткописи, математических записей для слепых.

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Незрячие родители

Незрячие родители… «Как ты справляешься?» Большинство незрячих слышали этот вопрос миллион раз на…

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш…

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…