Муратов Ростислав Сергеевич

muratovМуратов Ростислав Сергеевич (Россия)

1907-1983

            Родился будущий тифлопедагог 22 октября 1907 года в семье горного инженера потомственного дворянина Сергея Владимировича Муратова. Мать Ростислава — Любовь Леонидовна Муратова, в девичестве Тихомирова, была дочерью священника Леонида Михайловича Тихомирова.

            После окончания школы в 1925 году Ростислав Сергеевич работал в производственном отделе НИИ им. Лесгафта рабочим-оптиком. Затем поступил и успешно закончил Ленинградский техникум точной механики и оптики.

            В 1947 году Муратов, находившийся тогда в рядах Советской армии, разработал «Фотоэлектрический протез для слепых с фотоэлементом и преобразователем тока в акустические колебания, отличающийся тем, что, с целью получения пространственного восприятия, протез снабжѐн оптической системой, проецирующей изображение, лежащее в узком конусе, на фотоэлемент, причем сканирование предметов осуществляется самим слепым».

            В послевоенные годы Р.С. Муратов организовал тифлотехническую лабораторию, которая в 1956 году была передана в НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР.

            Ростислав Сергеевич Муратов — автор многих научных работ и разработчик большого количества приборов, обеспечивающих изучение слепыми и слабовидящими учебных предметов в полном объеме. Неизменно большим успехом пользовалась демонстрация возможности абсолютно слепого человека вести прицельную стрельбу в тире.

            Его научные интересы были широки, а направления исследований разнообразны. Им изучались пути компенсации и коррекции дефектов зрения с применением специальных технических средств, возможности моделирования восприятия слабовидящими иллюстративно-графической наглядности, объектов и процессов трудовой деятельности, разрабатывались оптические средства коррекции нарушенного зрения. Изобретения и научные работы Р.С. Муратова получили высокую оценку, удостоены большой серебряной медали ВДНХ.

            Под его научным руководством велись поиски в создании читающих и обучающих машин, специальных комплексов для развития мобильности инвалидов по зрению, разрабатывались технические средства преобразования и представления слепым и слабовидящим учебной информации и др.

            Многое из этих поисков воплотилось в методических пособиях, рекомендациях, приборах, оптических средствах, что нашло отражение в практике работы школ для слепых и слабовидящих детей и оказало преобразующее воздействие на учебно-воспитательный процесс в них.

            В лаборатории под его руководством был создан комплекс учебно-наглядных пособий по ряду предметов школьного курса физики, химии, географии и астрономии и методик их преподавания с использованием разрабатываемой аппаратуры.

            В целях эстетического развития слепых и слабовидящих учащихся, для которых, даже с использованием этой аппаратуры, восприятие таких сложных объектов искусства, как рисунок и живопись, была невозможна, им была начата разработка специфического лаконичного художественного стиля, условно названного им «экстрактивизмом». Для этого он использовал штриховой рисунок, в упрощѐнной и условной форме вызывающий ассоциации, связанные с теми или иными проявлениями эмоционального мира личности. С учѐтом возможности в будущем создания аппаратуры, воспринимающей многоцветное изображение, эти рисунки были выполнены в цвете.

            Ростислав Сергеевич оказывал большую действенную помощь Всероссийскому обществу слепых, а также республиканским обществам в применении тифлотехнических приборов в целях обучения взрослых слепых, культурному обслуживанию и организации их труда.

            Умер Ростислав Сергеевич в Ленинграде 22 августа 1983 г. Похоронен на Северном кладбище Екатеринбурга рядом с матерью.

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Незрячие родители

Незрячие родители… «Как ты справляешься?» Большинство незрячих слышали этот вопрос миллион раз на…

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш…

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…