Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

12Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш ребенок должен овладеть эффективными невербальными средствами коммуникации: уметь демонстрировать соответствующие ситуации позу, выражение лица, жесты.

Представьте себе молодого человека, который пришёл устраиваться на работу, но при этом даже не смотрит в сторону того, кто проводит с ним интервью. Представьте себе человека, который записался в клуб по интересам, чтобы найти себе новых друзей, но при этом вся его мимика и жесты говорят о том, что ему противно здесь находиться или он не хочет ни с кем общаться. Наконец, представьте себе юношу на свидании, который не понимает, насколько близко можно встать рядом с девушкой, чтобы это было воспринято нормально. Во всех этих случаях проблема заключается в навыках невербальной коммуникации.

Вашему незрячему ребёнку, возможно, будет легче научиться навыкам невербального общения, если вы будете объяснять ему коммуникативную роль каждой части тела по отдельности, «с головы до пят». Например, основные пункты могут быть примерно такими:

Голова: держи голову прямо, поверни лицо в сторону собеседника. Время от времени можно слегка кивать в знак согласия.

Глаза: очень важно поддерживать зрительный контакт с собеседником (или делать вид, что ты его поддерживаешь). Чтобы не выглядеть слишком неестественно или угрожающе, можно иногда ненадолго отводить взгляд в сторону.

Рот: если это дружеский разговор, не забывай улыбаться. Искреннюю улыбку люди воспринимают как теплую и располагающую. Конечно, зубы при этом должны быть чистыми и здоровыми! Не забывай чистить зубы, а также пользоваться зубной нитью после еды. Если ты сомневаешься, лучше спроси зрячего друга, не застряло ли у тебя в зубах что-нибудь.

Плечи: держи плечи ровно и расслабленно, чтобы показать своё спокойствие и уверенность. Не сутулься. Одно плечо не должно быть выше другого.

Руки: скрещенные на груди руки – это закрытый и недружелюбный жест. Для дружелюбной, уверенной позы опусти их расслабленно. Не перебирай пальцами.

Жесты руками: люди часто жестикулируют, когда говорят. Это помогает без лишних слов сделать акцент на самом важном. Порепетируй заранее. Движения должны быть достаточно уверенными и свободными, но при этом не выглядеть расхлябанными или чересчур «деревянными». Навязчивые повторяющиеся движения выглядят отталкивающе.

Ноги: стой на расстоянии как минимум вытянутой руки от собеседника. Поставь ноги примерно на ширине плеч, стой спокойно, не переминайся с ноги на ногу и не раскачивайся.

Ступни: Люди редко стоят в точности друг напротив друга, когда разговаривают. Чаще собеседники  поворачиваются относительно друг друга под небольшим углом. Твои носки должны быть направлены в сторону говорящего. Угол приблизительно в 45 градусов можно интерпретировать как интерес. Ноги, направленные в сторону от говорящего, скорее всего, будут ощущаться собеседником как желание поскорее уйти.

Что помогает тренировать навыки невербальной коммуникации:

Ролевая игра. Заранее проигрывайте те социальные ситуации, в которых может оказаться ребёнок, и репетируйте соответствующий язык тела.

Знакомая обстановка. Сначала дайте возможность ребёнку практиковаться под вашим присмотром в знакомой, безопасной обстановке – например, заказать себе еду в кафе у дома.

Профориентация.  Кем хочет стать ваш ребёнок? Обсудите с ним, насколько важны для этой профессии невербальные навыки общения. Если возможно, познакомьте его с профессионалами в этой области. 

Эмоции и отношения. Научите ребёнка тому, как важно невербально проявлять искреннюю заботу, дружелюбие и уважение к другим. Помогите ему понять выгоду эффективной невербальной коммуникации в отношениях между людьми.

Объясни сам. Дайте своему ребенку возможность научить кого-то другого элементам невербальной коммуникации.

Наблюдайте и комментируйте. Посещайте вместе с ребенком различные места и мероприятия и описывайте для него те примеры невербального общения, которые вы видите.

Модель. Идеальным вариантом было бы найти зрячего сверстника, который согласится смоделировать нужные жесты и реакции, чтобы незрячий ребёнок мог их изучить.

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Есть ли жизнь после школы? Переходный период для родителей слепых и слабовидящих.

Переход к новому этапу в жизни вашего ребенка никогда не бывает легким, особенно если это слепой…

Незрячие родители

Незрячие родители… «Как ты справляешься?» Большинство незрячих слышали этот вопрос миллион раз на…

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении

Невербальные средства общения – это залог успеха в общении Чтобы добиться успеха в зрячем мире, ваш…

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…