Манеры имеют значение
Манеры имеют значение

Манеры имеют значение

Предлагаем вам статью постоянного автора сайта WonderBaby.org Мэри МакДонах, которая сама является мамой слепой девочки. Мэри считает, что быть родителем ребенка с нарушением зрения – это значит самому учиться всю жизнь.

Прилично себя вести - это как играть в игру. Чтобы тебя приняли в обществе, нужно соблюдать правила. А их немало!

Если вы родитель незрячего ребёнка, вы можете возразить, что наоборот, это окружающие должны принимать особенности ребёнка с ограниченными возможностями и подстраиваться под него. Думать таким образом, конечно, очень удобно. Но вы забываете о тех огромных преимуществах, которые получит ребёнок, если научится играть в эту игру по правилам.

Позаботьтесь о своём ребёнке: не ищите для него оправданий, а научите вести себя!

Всем приятно видеть хорошо воспитанных детей. Ребёнок с хорошими манерами, который соблюдает общепринятые правила поведения, с гораздо большей вероятностью понравится окружающим и не покажется им странным.

И это хорошо. Дети очень уязвимы во многих смыслах. Соблюдая социальные нормы, они могут быстрее установить контакт с окружающими людьми, детьми или взрослыми, и вызвать расположение к себе. Это позволит им быть принятыми и комфортно чувствовать себя в новом коллективе, устанавливать хорошие отношения с людьми и находить друзей. Такие умения хорошо послужат им и в дальнейшей жизни, помогут быть более уверенными в себе и счастливыми людьми.

Конечно, незрячим детям необходимы все те социальные преимущества, которые даёт правильное поведение и хорошие манеры. Но, по сравнению с большинством зрячих детей, у них гораздо меньше возможностей спонтанно перенять эти манеры и успешно применять их на практике. Они не могут увидеть то огромное количество жестов и выражений лиц, благодаря которым зрячие дети учатся вести себя в обществе. В то же время у незрячих и слабовидящих детей есть такая же, если не большая, необходимость понимать поведение окружающих и усваивать социальные правила.

Как и любое выученное поведение, хорошие манеры усваиваются дома. Ребёнок впервые знакомится с правилами поведения внутри собственной семьи, где его ошибки можно легко исправить. Вот несколько советов, как можно научить ребёнка вести себя:

Дети учатся, подражая вам. Если вы никогда не говорите своему ребёнку «спасибо» и «пожалуйста», то каковы шансы, что он вдруг, сам по себе, станет использовать эти слова?

Объясните ребёнку, что выражение лица - это важно. У незрячего ребёнка все его чувства буквально написаны на лице - неприязнь, злость, недоверие, скука. Вначале ему может быть очень трудно контролировать свою мимику, но учить его этому необходимо. Это его «социальный фасад», который зрячие дети вырабатывают естественным образом через подражание.

Практически для всех правил приличия есть логическое обоснование. Слепому или слабовидящему ребёнку вежливые фразы и прочие слова, которые мы воспринимаем как признаки воспитанности, могут давать подсказки о том, что происходит вокруг. Например, когда два человека собираются пройти в двери, и один из них делает приглашающий жест и говорит: «После вас», то это помогает избежать путаницы и столкновения в дверях. Когда вы обращаетесь к кому-то по имени (Привет, Андрей! Как дела?), то скорее получите ответ, чем если будете кричать «Эй, ты!». Даже если не знать имени, обращение «Извини, пожалуйста» работает гораздо лучше. Для некоторых незрячих детей будет понятнее, если вы объясните им функции и пользу вежливости - им будет проще делать что-то, у чего есть смысл.

Дети обожают правила. В голове у ребёнка рекомендации превращаются в непреложные законы. Дети обожают указывать на то, как другие эти законы нарушают - сын моего друга даже щенка отчитывал за неприличное поведение, говоря ему: «И как тебе не стыдно!». Имейте в виду, что, если вы научили своего ребёнка какому-либо правилу поведения, то он, вполне возможно, возьмёт на себя полномочия указывать всем и каждому, что те неправильно себя ведут! Конечно, если он ещё не понял, что «быть культурным» означает и то, что обсуждать манеры других людей некультурно.

Рассказывайте вашему ребёнку о тех невербальных сигналах, которые он не видит. Представьте себе такую ситуацию. Вы с мужем сидите в ресторане. Он берёт свою вилку и вопросительно смотрит на вас, давая понять, что ему хотелось бы попробовать кусочек вашего блюда. Вы молча киваете, и он берёт с вашей тарелки кусочек мяса. Это нормальное поведение. Но когда ваш ребёнок, подражая вам, делает то же самое и при этом понятия не имеет о мимике и жестах, получается, что он просто лезет к вам в тарелку, когда ему захочется. Такое поведение всем (возможно, кроме вас самих) покажется ужасно невоспитанным. Вначале вам может показаться, что гораздо проще для незрячего вообще забыть про все эти трудности с мимикой и жестами. Но вашему ребёнку придётся жить в мире зрячих. Лучше с самого начала объяснять ему, что происходит, чтобы ему были понятнее правила поведения в обществе. Вы как родители, конечно, можете приспособить своё поведение к диагнозу вашего ребёнка. Но больше никто и нигде этого делать не станет.

Хорошие манеры действительно очень важны, и лучше всего усваиваются в детстве. Конечно, сама по себе слепота не сможет помешать вашему ребёнку вырасти и стать замечательным взрослым. Но кто захочет общаться и сидеть за одним столом с замечательным взрослым, который ведёт себя, как поросёнок? Зрячие дети тоже не начинают вдруг, как по волшебству, правильно вести себя за столом. Они наблюдают за окружающими их людьми и постепенно учатся. И если мама делает им замечание, что нехорошо жевать с открытым ртом и чавкать, то они сразу могут увидеть, что, действительно, за столом никто так не делает. Незрячему или слабовидящему ребёнку нужно будет постоянно напоминать, как следует себя вести, потому что он не может увидеть, как это делают другие. Но помните, что весь смысл того, чтобы собираться за столом всей семьёй, на самом деле не в том, чтобы постоянно одёргивать и воспитывать, а в том, чтобы радоваться обществу друг друга. Здесь можно давать советы, делиться наблюдениями, подбадривать и даже подшучивать друг над другом - но не критиковать и не ругаться.

В некоторых случаях существуют очень жёсткие правила поведения. Когда дети учатся вести себя в подобных ситуациях, то их жёсткость и четкий порядок становятся плюсом - это всё равно что разучивать движения в танце. Самый яркий пример – церковная служба. Это обряд, который всегда проводится одинаково, в одном и том же порядке, и, если его усвоить, он уже никогда не забудется. Незрячему или слабовидящему ребёнку лучше заранее объяснить некоторые правила, чтобы он знал, как элементарно вести себя. Находясь в храме, вы можете тихонько рассказывать ему, что происходит и что нужно делать, не мешая остальным прихожанам молиться.

Помогите ребёнку понять, что поведение, которое подходит для одних ситуаций, совершенно неприемлемо в других. Ваш восьмилетний сын может отлично повеселить своих братьев, издавая неприличные звуки, но насколько такое поведение позабавит пассажиров в автобусе? Вы же не хотите, чтобы окружающие думали, что у вас не ребёнок, а какой-то дикарь. Секрет успеха любой шутки не только в том, чтобы подгадать время, но и в том, чтобы шутить перед подходящей аудиторией.

Объясните ребёнку, что в некоторых местах правила поведения особенно строгие. Хорошим примером здесь будет практически всё, что относится к посещению туалета. В общественных туалетах есть чёткие правила поведения, о которых мы, зрячие взрослые, никогда особенно не задумываемся. В туалете не принято громко разговаривать, порядок очереди не зависит от того, насколько сильна необходимость, а все манипуляции с одеждой происходят только внутри кабинки за закрытой дверью. Ни одно из этих негласных правил не очевидно для незрячего ребёнка. Ему понадобится время и тренировка, чтобы их усвоить. В подобных ситуациях важно, чтобы ребёнок вёл себя правильно, так как иначе окружающие люди будут чувствовать себя очень неловко, именно потому, что поведение в таких местах всегда жёстко регламентировано.

Не оправдывайте дурные манеры - исправляйте их. Даже если вам стыдно или вы впадаете в панику от одной мысли о том, что придётся учить ребёнка вести себя, никто, кроме вас, не сможет это сделать. Вы - наилучший учитель и союзник, который когда-либо будет у вашего ребёнка. Поэтому не закрывайте глаза на неподобающее поведение в надежде, что всё само как-нибудь исправится - на самом деле вы знаете, что этого не произойдёт. О человеке, который вежлив, хорошо говорит, дружелюбно и непринуждённо ведёт себя, у собеседника сразу же подсознательно складывается приятное впечатление. Было бы странно не давать незрячим детям возможности получить такое отличное преимущество. Слепому или слабовидящему ребёнку, наоборот, гораздо нужнее, чем зрячему уметь вести себя так, чтобы нравиться окружающим. По вполне понятным причинам они гораздо чаще, чем зрячие дети, будут спотыкаться, падать или натыкаться на других людей. Там, где другие могут мгновенно оценить ситуацию с помощью зрения, незрячим и слабовидящим детям всегда будет нужно время и дополнительные объяснения.

Как сказал Оскар Уайльд, «Абсурдно делить людей на хороших и плохих. Люди бывают или забавные, или занудные». Это наблюдение - замечательный пример того, как люди не обращают внимания даже на заметные недостатки человека, если его поведение приятно и приемлемо. Помогите своему ребёнку: не ищите оправданий его поведению, а исправляйте его!

Фундамент хороших манер даст незрячему или слабовидящему человеку возможность практически в любой ситуации быть естественным и выходить из неё с юмором.


Теги: поведение, общение, семья, опыт родителей

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений