Как обучить ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве
Как  обучить ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве

Как обучить ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве

Зрячему человеку довольно легко передвигаться в пространстве, так как ему не нужно следить за своими шагами и за окружающими ориентирами, которые направляют идущего или предупреждают его об опасности. Слепому человеку передвигаться в пространстве не так просто. Чтобы пройти такой же маршрут, как и зрячий, ему необходимо сначала приобрести некоторые навыки. Например, для того чтобы знать, в каком месте маршрута он находится, незрячий должен:

  • Научиться распознавать различные ориентиры: следить за поверхностью, по которой он идет; чувствовать препятствия, чтобы не упасть с поребрика или со ступенек.
  • Научиться понимать, что означают окружающие его звуки. Ведь они могут быть совершенно разными: шелест листьев на дереве, шум автомобиля, велосипеда или идущего человека, эхо от находящихся близко предметов (стены, дерева или припаркованной машины).
  • Научиться использовать свой слух, чтобы, например, знать, когда он может безопасно перейти улицу.

Незрячий человек должен обучиться не только этим навыкам, но и многим другим, необходимым для того, чтобы самостоятельно перемещаться по различным маршрутам каждый день.

Обучение ребенка передвигаться самостоятельно будет эффективным, если соблюдать несколько главных правил:

  • Самое главное при обучении ребенка ориентировке — это его безопасность! Важно находиться рядом с ребенком, идти за ним и проговаривать, что вы идете за ним, чтобы ему не было страшно.
  • Чтобы сохранить интерес ребенка к занятиям по ориентировке в пространстве, необходимо, чтобы у него была возможность иногда отдохнуть и расслабиться, идя за руку со взрослым.
  • Ребёнку дошкольного возраста больше понравятся и лучше запомнятся занятия в игровой форме.
  • Заниматься ориентировкой нужно регулярно. Выделите для этого немного времени, например, по полчаса каждый день.

Как же помочь ребенку научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве?

Представьте, что вы собираетесь научить маленького незрячего ребенка дойти до детского сада. Что для этого важно знать, и какие этапы предстоит пройти?

1 этап.

Для начала ребенку необходимо словами описать маршрут, для того чтобы представить весь путь.

Например: «Сначала мы должны выйти из квартиры на лестничную площадку и дойти до лифта. Потом вызовем лифт, спустимся на нем на первый этаж и выйдем на улицу. Повернем направо и будем двигаться вдоль оградки до дороги. Пересечем проезжую дорогу во дворе. Найдем впереди себя бордюр, повернем налево и пойдем вдоль него до железных ворот детского сада. Войдем на территорию детского сада, с левой стороны найдем тактильную дорожку на асфальте и пойдем по ней до крыльца детского сада. Поднимемся по ступеням. Мы пришли в детский сад».

Обратите внимание на главные ориентиры: ковер на полу перед выходной дверью, линолеум в коридоре. Выйдя из квартиры, описывайте, в какую сторону и по какой дороге (асфальтированной или грунтовой) вы идете. Например: «Открываем ворота на себя. Ручка ворот находится с правой стороны…» или «Поднимаемся по ступеням, придерживаясь правой стороны, так как там есть перила…», или «С правой стороны находим дверь, переступаем порог, под ногами чувствуем коврик…»

Важно: идите вместе с ребенком за руку — так он будет чувствовать себя в безопасности. Необходимо чтобы ребенок просматривал весь путь тростью, находил ориентиры, о которых вы ему рассказываете.

2 этап.

Перед каждым прохождением следует повторить вслух описание вашего пути. Идите рядом с ребенком, но не держите его за руку. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенно и комфортно, говорите или хлопайте в ладоши - дайте ему понять, что вы находитесь рядом!

Важно: Если маршрут длинный, то разделите его на участки. По мере освоения первого участка маршрута добавляйте второй, затем третий участок и т.д., пока весь путь не будет освоен ребенком. Не стоит маршрут делить на слишком много участков, постарайтесь его разделить таким образом, чтобы каждый участок логически был закончен.

Например:

Первый участок маршрута: от квартиры до выходной двери на улицу.

Второй участок маршрута: от выходной двери на улицу до калитки детского сада.

Третий участок маршрута: от калитки детского сада до входной двери в детский сад.

Передвигаясь по маршруту, задавайте ребенку вопросы: вдоль чего ты сейчас идешь? что ты чувствуешь? что ты слышишь? где ты сейчас находишься? и т.д

Например:

— Где ты сейчас находишься?

— На улице.

— Что у тебя за спиной?

— Дверь.

— Куда пойдешь дальше?

— К оградке.

— С какой стороны от двери она должна быть?

— … (Ребенок молчит, стоит на месте)

— Покажи направление рукой, если тебе трудно.

— … (Ребенок вытягивает правую руку в сторону).

— Это какая сторона у тебя?

— Правая.

— Хорошо. Двигайся в правую сторону до оградки. Ты ее почувствуешь тростью.

Ребенок останавливается и стоит на месте.

— Почему ты остановился?

— Я нашел оградку.

— А как ты определил ее?

— Она громкая (обстукивает ее тростью).

— А еще по каким признакам ее можно найти?

— Она с правой стороны от двери, еще она стоит на газоне, потому что я чувствую травку.

— Молодец!

3 этап.

Идите уже по знакомому маршруту, но позади ребенка. Позвольте ему самостоятельно пройти весь путь. Идите в тишине, пока ребенок не начнет сам задавать уточняющие вопросы. Тогда отвечайте ему, показывая, что вы находитесь рядом и ему не о чем волноваться.

Если ребенок сбивается на пути, то вам необходимо рассказать и показать, что происходит при сходе с маршрута и как ему вернуться на него. Например: ребенок, двигаясь по тротуару, теряет прямую линию движения и отклоняется в сторону, т.е уходит в правую сторону - в глубь дороги во двор. Необходимо посмотреть ориентиры, прислушаться к звукам и объяснить, как можно вернуться на тротуар.

4 этап.

Следующим непростым этапом является передача еще большей самостоятельности ребенку. Идите дальше от него, меньше говорите. Поставьте перед ребенком цель – например, самостоятельно дойти до калитки сада или входа в него. При успешном достижении цели ребенок будет чувствовать радость и уверенность от того, что он самостоятельно справился с заданием. Похвалите его.

Все эти этапы обучения ребенка самостоятельному передвижению в пространстве индивидуальны по времени для каждого ребенка. Кому-то потребуется длительная поддержка родителей, а кто-то быстрее почувствует уверенность при передвижениях и начнет проявлять самостоятельность.

Обучение ориентировке в пространстве требует времени и терпения. Конечно, проще взять ребенка за руку и пройти маршрут вместе с ним, но в этом случае родители должны понимать, что в будущем ребенку будет действительно трудно передвигаться самостоятельно!

И помните: чем раньше Вы начнете обучать ребенка ориентироваться в пространстве, тем увереннее и самостоятельнее он будет в будущем!


Теги: Ориентировка, Коррекция, совет

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений