Откуда пришла еда на тарелку?
Откуда пришла еда на тарелку?

Откуда пришла еда на тарелку?

Формируем целостные представления.

Формировать целостные представления у слепых и слабовидящих детей бывает трудно и обычно это занимает много времени.

Это не значит, что нужно учить всему и сразу. Важно дать ребёнку время, чтобы он мог обследовать окружающий мир, составить отдельные кусочки информации в одну мозаику и получить как можно больше реального практического опыта.

Представьте себе такое обучение в виде цепочки. Каждое отдельно взятое звено — это отдельный эпизод, когда ребёнок получил какой-то новый опыт или приобрёл новое знание о мире. По мере того как он будет двигаться вперёд, с вашей помощью узнавать и испытывать всё больше нового, он сможет постепенно собрать целиком всю цепочку.

Собираем цепочку

Возьмём, к примеру, еду. Скорее всего, ваш незрячий ребёнок привык к тому, что еда просто вдруг появляется у него на тарелке, как по волшебству. Он может узнать на собственном опыте только о разных вкусах, о текстуре еды, о том, что разную еду едят из разной посуды, о том, какие бывают столовые приборы.

Конечно, важно, чтобы незрячий ребёнок мог обследовать свою тарелку и то, что находится на столе, а также научился пользоваться столовыми приборами и соблюдать правила поведения за столом. Но это только начало.

Куда же можно двигаться дальше?

А что у нас на кухне?

Следующий шаг — исследовать вместе с ребёнком кухню и показать ему, где хранятся продукты, в каком виде и как их готовят. Откуда можно взять тарелки? Где стоит молоко, а где — овсяные хлопья для каши? Почему одни продукты надо хранить в холодильнике, а другие — нет? Как сварить кашу или самому сделать горячий бутерброд в микроволновке?

Это всё важные звенья в цепочке представлений о еде. Кухня — отличное место, где можно исследовать новое и учиться.

За продуктами!

Дальше можно взять ребёнка с собой в магазин или на рынок, чтобы показать ему, откуда взялась еда в холодильнике. Она не появляется там сама по себе, сначала её нужно купить.

Конечно, поход за продуктами - это важное домашнее дело, и гораздо проще для вас было бы оставить ребёнка дома, чтобы он не мешал. Но всё же при любом удобном случае обязательно берите его с собой.

Например, Ваня любит трогать упаковки на полках в супермаркете и выяснять, что это, даже если мама и не будет сейчас этого покупать. Если вы обычно не берёте целых ананасов, а только в виде цукатов или консервированные — откуда ребёнок узнает, как выглядит целый ананас, какой он тяжёлый, колючий и с раскидистым «хвостиком»? На него можно посмотреть в магазине!

Если в супермаркете есть своя пекарня или отдел кулинарии, то Ваня обожает узнавать разные запахи, а мама объясняет ему, что это печётся или какое блюдо так пахнет. В отделе бакалеи ему нравится трясти картонные коробки с разными продуктами и слушать, что внутри. Коробка с рисом звучит совсем не так, как коробка с овсянкой.

Если вы ходите с ребёнком на рынок, там можно попросить продавца показать разные сезонные овощи и фрукты и рассказать, откуда они. Обязательно покажите ребёнку, чем рынок отличается от супермаркета или магазина.

На даче или на ферме

Самый главный опыт, связанный с едой — это узнать самому, где растут все эти овощи и фрукты. Например, яблоки — это очень вкусно, и ваш ребёнок, возможно, уже знает, что их покупают в магазине или на рынке. Но откуда они берутся там?

Сначала можно поговорить о фруктах и плодовых деревьях. На самом деле, если ребёнок никогда не трогал настоящее дерево и не изучал внимательно, как из ствола растут ветки, а из них — листья и яблоки, ему будет очень трудно это понять. Поэтому лучше, чтобы такой разговор состоялся прямо на даче. Если у вас нет своей дачи или там не растут никакие фруктовые деревья, вы можете заранее договориться с кем-нибудь из своих друзей или родственников и приехать к ним в гости. Ещё можно посетить садовый питомник или сельскохозяйственную выставку.

Хорошо, если вы найдёте невысокую яблоню, у которой ветки отходят от ствола ближе к земле, так, чтобы ребёнок мог до них дотянуться. Пусть он обследует ствол, нижние ветки, потрогает листья и найдёт яблоки. Если они уже спелые и вам это разрешат, пусть ребёнок сам сорвёт яблоко.

Привезите еду с собой

Привезите овощи и фрукты, которые вы собрали вместе с ребёнком, с дачи домой. Пусть теперь он поможет вам что-нибудь из них приготовить. Как здорово съесть вкусный салат, который вы сделали вместе и даже вместе собрали для него овощи!

Вы только что замкнули круг представлений: от стола к кухне, магазину и грядкам и снова к кухне и столу. Если на каждом этапе у вашего ребёнка была возможность трогать, обследовать, рассматривать, пробовать, участвовать и помогать, тогда он наверняка многое узнал и научился чему-то новому.

Лучший способ сформировать целостные представления — постепенно заполнять пробелы в цепи знаний. Это нужно обязательно делать на практике, показывать и давать ребёнку возможность попробовать сделать всё самому, а не просто объяснять. Ведь лучше всего мы познаём мир на собственном опыте.


Теги: совет, семья, Коррекция, на кухне, занятия с ребёнком

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений