Почему нужно учить ходить с тростью как можно раньше?
Почему нужно учить ходить с тростью как можно раньше?

Почему нужно учить ходить с тростью как можно раньше?

1. Это улучшит походку ребёнка

Обычно незрячего ребёнка можно узнать издалека по тому, как он ходит: кроткие, семенящие шаги, вывернутые наружу носки. Такая форма походки связана с тем, что ребёнок боится наткнуться на какое-то препятствие или споткнуться о неожиданно оказавшийся под ногами предмет.

Чем раньше малыш научится использовать трость, тем больше он будет чувствовать себя в безопасности и тем свободнее и быстрее сможет ходить сам. Ему будет гораздо проще держать равновесие, а походка станет свободной и непринуждённой.

Часто незрячие дети при ходьбе шаркают ногами или громко, с силой топают. Так они пытаются смягчить удар, если на что-то натолкнутся, понять, изменяется ли уровень или наклон пола или просто создать эхо для того, чтобы узнать больше об окружающем пространстве. То, что слепой ребёнок, который не умеет пользоваться тростью, будет пытаться находить разные способы обезопасить себя — это проявление его инстинкта самосохранения. Белая трость в этом случае поможет избавиться от нежелательных привычек.

2. Это поможет сформировать красивую, правильную осанку

У слепых детей часто бывают сутулые, скруглённые плечи, голова вытянута вперёд, а весь корпус при этом наклонён назад. Физиологические изменения в осанке увеличивают нагрузку на позвоночник и суставы. Это ведет к плохому развитию отдельных групп мышц – брюшных мышц, мышц плечевого пояса, голени и бедер. Сгорбленная, скованная осанка придает чувство неуверенности в себе, когда ребёнок находится в обществе.

Часто слепые дети ходят, вытянув одну руку вперёд. Это воспринимается ими как способ защиты от травм. Другие скованные позы могут быть результатом страха и тревоги, которые ребёнок испытывает при движении в пространстве, потому что не может определить, что находится впереди.

Такие нарушения осанки, как скругленные плечи, вытянутая вперед или постоянно опущенная голова могут быть связаны с тем, что ребенок с небольшим остатком зрения пытается разглядеть, что находится перед ним.

Все эти привычки и формы осанки будет очень трудно исправить впоследствии. Они не только влияют на то, как вашего ребёнка воспринимают окружающие, но и причиняют вред его здоровью. Проблемы с осанкой закрепляются на физиологическом уровне и приводят к нарушениям работы внутренних органов.

Раннее знакомство с тростью позволит избежать подобных нарушений или свести их к минимуму.

3. Это поможет справиться со страхом

Когда у слепого нет возможности предсказать столкновение с препятствием или защититься от него, у него может возникать страх перед движением. Если ребёнок постоянно натыкается на неожиданные препятствия, то это приведёт к тому, что ему будет страшно ходить самому. Детям может казаться, что безопаснее оставаться на одном месте, чем всё время наталкиваться на что-то.

Если ребёнок мало ходит, не бегает, не играет в подвижные игры, то его мозгу, в том числе вестибулярному аппарату, который отвечает за равновесие, не хватает впечатлений. По этой причине у незрячих детей часто возникают навязчивые движения, с помощью которых организм пытается обеспечить себе разнообразие сам. Ребёнок может уходить в себя и при этом раскачиваться, кивать или вертеть головой из стороны в сторону, размахивать руками и ногами и т.д.

Трость — это инструмент, который помогает сделать движение безопасным. Если ребёнок будет при помощи белой трости заранее узнавать о препятствиях на пути, это не только поможет справиться со страхом и избежать травм, но и будет профилактикой появления таких навязчивых движений.

4. Это поможет ребёнку больше узнать об окружающем мире

Ребенок познает мир, взаимодействуя с ним. Когда слепые дошкольники ходят только с сопровождающим по одним и тем же маршрутам, это дает им мало возможностей для того, чтобы исследовать окружающее пространство. Если у ребенка есть трость, то он будет с большей заинтересованностью и готовностью исследовать обстановку вокруг, потому что с тростью ходить гораздо безопаснее, чем без неё.

Частая у слепых детей пассивность и отсутствие любознательности могут быть результатом их страха перед движением. Этот же страх приводит к тому, что у ребёнка исчезает всякая мотивация исследовать окружающее пространство.

Трость — это продолжение руки незрячего. Чем раньше ребёнок научится правильно пользоваться ею, тем больше с её помощью сможет узнать о том, что его окружает, о многих объектах, их текстурах и звуках, у него не будет такого страха перед пространством.

5. Это поможет вам и членам вашей семьи легче принять особенности вашего ребёнка.

Часто в семьях, где есть незрячий ребёнок, и он сам, и его родные привыкают к тому, что он всегда ходит без трости, несмотря на то, что это далеко не всегда эффективно и безопасно. Ребёнок школьного возраста, который везде ходит только за руку, как мамин «хвостик», или который идёт вперёд медленно, неуверенными мелкими шагами, ссутулившись и выставив перед собой руки, выглядит для окружающих гораздо более странно и неприятно, чем ребёнок с белой тростью.

Возможно, дело в том, что для многих родителей белая трость - это своеобразный конечный символ слепоты. Им кажется, что после того, как ребёнок начнёт ходить с тростью, его проблемы со зрением станут очевидны для всех.

На самом деле, белая трость — это инструмент, который позволяет незрячему быть самостоятельным и независимым. Даже если поначалу родителям может быть трудно принять тот факт, что тростью ребёнку придётся пользоваться всю жизнь, то, как только они видят, сколько свободы и безопасности в передвижении она даёт, их отношение меняется.

Дети в дошкольном возрасте открыты для новых идей и принимают их с большей готовностью, потому что ещё не беспокоятся из-за мнения сверстников, как подростки. Как только они начинают понимать, для чего нужна трость, и осознают её преимущества, она может естественным образом стать частью их жизни.

6. Это помогает развить у ребёнка чувство уверенности в себе и самостоятельность.

Если ребёнок не может свободно передвигаться сам, это сразу же делает его зависимым от окружающих даже в простейших потребностях. Специалисты в таком случае говорят о «заученной беспомощности» незрячего ребёнка. Её можно преодолеть, только развивая в ребёнке самостоятельность и уверенность в себе, а, значит, и чувство того, что он контролирует события в своей жизни.

Трость поможет незрячему ребёнку получать опыт самостоятельного передвижения, а значит, и принятия самостоятельных решений. Это повысит его самооценку, придаст уверенности и будет способствовать гармоничному развитию личности.

Вот пример того, как может ходить с тростью незрячий ребёнок младшего дошкольного возраста (2 года 4 месяца):

https://youtu.be/YntKTaa3ciw

https://youtu.be/rIGN44XJ7bY


Теги: Коррекция, Ориентировка, совет, дошкольники

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений