Знакомство с миром напрямую, или как создавать обучающие возможности для незрячего или слабовидящего ребенка каждый день
Знакомство с миром напрямую, или как создавать обучающие возможности для незрячего или слабовидящего ребенка каждый день

Знакомство с миром напрямую, или как создавать обучающие возможности для незрячего или слабовидящего ребенка каждый день

Воспринимать мир напрямую, «из первых рук», через свои собственные действия – это самый эффективный способ узнавать о нём для детей с нарушениями зрения. Только так у них могут сформироваться правильные, чёткие представления о жизни вообще и о конкретных предметах, тех, которые их окружают. Чем больше разного опыта получает ребёнок, тем шире и богаче будут его представления и знания о мире.

Без знакомства с настоящими предметами, без личного опыта действий с ними у слепых и слабовидящих детей развивается то, что называется «вербализм», то есть «пустая речь». Это значит, что ребёнок знает множество слов, чтобы говорить о разных вещах, но при этом представления об этих вещах у него неправильные или их нет вообще.

Сережа был очень сообразительным учеником. На уроке природоведения он с одноклассниками изучал тему «Деревья»,  и мог всё о них рассказать. Он знал названия всех деревьев, их частей и для чего нужны разные части дерева. Его «знания» о деревьях казались очень впечатляющими.

Однажды Сережа был на территории школы со своей учительницей и, спеша куда-то, наткнулся на дерево. «Что это?» - удивился Сережа. Он начал обследовать ствол дерева, ветки, листья, ощупывать кору. Вдруг  остановился и ошеломлённо произнёс: «Это что - ДЕРЕВО?» 

Учительница поняла, насколько важно знакомить детей с настоящими предметами.

Для развития всех детей важно разнообразие опыта. Зрячие дети получают много информации о мире как бы фоном. Они могут рассматривать и близкие, и далёкие предметы и узнавать о них. Детям со слабым зрением, ограниченным полем зрения или тотально незрячим это недоступно. Поэтому такой опыт для них необходимо специально организовывать, чтобы скомпенсировать недостаток фоновых знаний.

Чтобы такие обучающие моменты были полезными для ребёнка, нужно учитывать вот что:

  • Ребёнку нужно много времени. Его нельзя торопить, дёргать или тянуть его за руки. Мозгу ребёнка нужно время для того, чтобы осмыслить то, что воспринимают руки.
  • Рядом обязательно должен быть кто-то, кто объясняет ребёнку, что это такое. Для детей разного возраста объяснения будут разными. Например, для малыша, который только учится говорить, будет достаточно названий предметов, например: «Это дерево. Посмотри, какое дерево!» Самые простые слова и короткие предложения лучше всего работают для детей раннего возраста. Ребёнку постарше стоит задавать наводящие вопросы, чтобы помочь ему самому понять, что происходит и научиться анализировать окружающее, например: «Интересно, что это мы здесь такое нашли? Как ты думаешь?»
  • Для того, чтобы ребёнок при этом что-то понял и чему-то научился, важно, чтобы ему было интересно. И дети, и взрослые гораздо лучше включаются в какое-то дело, когда им интересно и весело. Постарайтесь сделать свои обучающие моменты веселее и интереснее – играйте с ребёнком, пойте, придумывайте рифмы и весёлые глупости, получайте от этого удовольствие сами.

Вы как родители, скорее всего, скажете, что вы очень заняты и не можете весь день заниматься только тем, чтобы организовывать такие обучающие моменты. Более реальным и в то же время значимым и полезным для ребёнка будет, если вы станете встраивать их в ваш повседневный распорядок дня и повторять как можно чаще. Время еды, купания, поездки на машине, время перед сном, в магазине, время для игр – это всё замечательные возможности для получения разнообразного жизненного опыта. Пока вы занимаетесь с ребёнком повседневными делами, превращайте их в обучающий опыт. Для этого нужно только удобное время, продуманные объяснения, ваша мотивация и интерес. Тогда ваш ребёнок вскоре удивит вас.


Теги: Коррекция, занятия с ребёнком, семья

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений