Домашние обязанности вашего слепого или слабовидящего ребенка: да или нет?

Домашние обязанности вашего слепого или слабовидящего ребенка: да или нет?

«Должен ли мой ребенок регулярно заниматься домашними делами? - рано или поздно большинство родителей начинают задавать себе такой вопрос. - Должен ли он сам заправлять постель каждое утро? Или сделать себе бутерброд, собираясь в школу? Может ли он содержать свою комнату в чистоте? А как насчет того, чтобы незрячий ребенок сам выносил мусор?»

Если вы, дорогие родители, даете себе установку на более низкие ожидания от своего незрячего или слабовидящего ребенка, чем для его зрячих братьев, сестер или друзей, то вы, по сути, говорите ему, что он не способен делать то, что делают все остальные. А зря.

Обучая ребенка «детским хлопотам», воспользуйтесь нашими советами:

Скорее всего, вам понадобится больше времени с вашим незрячим ребенком, чем с его братьями или сестрами, чтобы научить тому, что ему нужно делать.

Вначале вам придется поработать вместе как одна команда, позволяя ребенку выполнять только некоторые шаги, пока вы делаете другие. Это называется «частичным участием». Помогая ему освоить следующий шаг, подумайте о том, что он уже знает, - лучше, если это будет последний шаг или два из последовательности. Таким образом, у ребенка будет ощущение успеха, поскольку он делает последний завершающий шаг или два без труда.

После того, как ребенок справится с этим последним шагом, добавьте следующий и так далее, пока он не сможет выполнить все шаги самостоятельно.

Например, если хозяйственная работа заключается в том, чтобы опорожнить посудомоечную машину, вы можете открыть ребенку посудомоечную машину. При этом вы сами заранее вынимаете тарелки и все предметы из стекла, а ребенку оставляете пластиковые предметы и некоторые столовые приборы. Когда он закончит это, и посудомоечная машина будет пуста, у ребенка возникнет ощущение самостоятельно выполненного дела, когда он будет закрывать дверь посудомоечной машины.

Как только он научиться убирать пластиковую посуду и столовые приборы без вашей помощи, возьмите на себя ответственность, например, за стеклянную посуду, а ребенку поручите убирать тарелки и так далее.

При этом подумайте о том, как вы будете закладывать посуду в посудомоечную машину, чтобы ваш ребенок знал этот порядок и мог уже самостоятельно находить посуду, которую следует вынуть.


Если одна из обязанностей вашего сына состоит в том, чтобы кормить собак каждый вечер, покупайте чаши для собак в цвете, который контрастирует с полом. Поместите совок и корм для собак в удобное и постоянное для этого место, чтобы ребенок знал его и не искал нужные для дела предметы. Помните: принцип контрастности, использование цвета помогут вашему ребенку более эффективно выполнять его обязанности.

Когда ребенок будет брать на себя новые хлопоты по дому, поговорите с ним, чтобы выяснить, какие шаги могут помочь ему выполнить эту работу наиболее эффективно. Если для вашего ребенка в первую очередь важно прикосновение к предметам, подумайте вместе о том, какие ярлыки можно наклеить на эти предметы, чтобы он мог легко идентифицировать их прикосновением. Например, если ваш ребенок несет ответственность за уборку ванной комнаты каждую неделю, поставьте все чистящие средства в одном месте, убедитесь, что он понимает цель каждого предмета и проверяет ярлыки-этикетки, которые помогают ему в уборке.

Давайте ребенку реалистичные отзывы о том, как он выполняет свои обязанности. Скажите ему, что он сделал хорошо, и обязательно хвалите его. Но также объясните, что он может сделать по-другому в следующий раз, чтобы работа была сделана лучше. Будьте терпеливы, если ему потребуется время, чтобы выполнить работу по вашему стандарту.

Если ваш ребенок не выполняет свою работу, попробуйте выяснить, почему. Неужели он не знает, как это сделать? Может ли он увидеть или почувствовать инструменты, необходимые ему для выполнения этой задачи? Понимает ли он, что, делая что-то, он вносит свой вклад в домашнее хозяйство?


Теги: 

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений