Шаг за шагом, или с чего начать
Шаг за шагом, или с чего начать

Шаг за шагом, или с чего начать

Кажется, ещё вчера вы кормили своего ребёнка с ложки – а теперь он уже ест сам, учится одеваться и самостоятельно пользоваться «взрослым» туалетом и ванной. Вы наверняка хотите помочь ему освоить навыки самообслуживания, чтобы ваш ребенок стал бы  самостоятельным.  Вашему незрячему или слабовидящему ребёнку очень важно познавать окружающий мир через непосредственный чувственный опыт, - наощупь, на слух, на вкус, на запах, - чтобы как можно полнее ощутить и понять его. Здесь мы поделимся с вами идеями, как это лучше сделать.

Важность рутин

Рутина – это определённая последовательность действий, которая выполняется регулярно. Рутины и режим важны в жизни любого ребёнка, они дают ощущение стабильности, предсказуемости и порядка. Особенно они важны для незрячих и слабовидящих детей, которым иногда трудно бывает понять, что происходит вокруг. Когда события предсказуемы, то есть происходят в определённое время дня и в определённом порядке, дети чувствуют, что мир безопасен и они могут научиться в нём жить. Рутины помогают незрячему ребёнку понять причинно-следственные связи, выработать нужные модели поведения и овладеть многими навыками.

Шаг за шагом.

Из собственного опыта вы знаете, что многие повседневные дела состоят из маленьких шагов. Например, «утренняя рутина» вашего ребёнка может включать такие шаги: снять пижаму; надеть трусики и майку; надеть носки и домашнюю одежду, затем тапочки; причесаться. Все эти шаги логично выстраиваются друг за другом в определённом порядке.

Вы выполняете свои повседневные рутины, не задумываясь о последовательности шагов, но вашему ребенку необходимо научиться каждому из этих шагов по порядку. Чтобы помочь ребёнку освоить последовательность действий, нужно выполнять её каждый раз одинаково и подробно рассказывать, что вы делаете и почему. К примеру, летнюю прогулку в парк всегда начинать так: собрать с собой маленький пакет с перекусом и бутылкой воды, потом нанести солнцезащитный крем, потом надеть панамку. Незрячему ребёнку, который не может учиться, просто наблюдая за окружающими, такой подход, с одной стороны, позволяет точно знать, что происходит сейчас и что будет дальше. С другой стороны, повторение одного и того же, даже самого простого, набора действий поможет укрепить уверенность в себе и при этом овладеть различными навыками.

Например:

  • ваш ребёнок развивает свою мелкую моторику каждый раз, когда сам застёгивает молнию или завязывает шнурки;
  • если у него есть остаточное зрение, он может пользоваться им, чтобы найти свои любимые качели в парке, и таким образом развивать своё зрительное восприятие;
  • проговаривание рутин развивает речь малыша, его пространственные и временные представления: где пакет с едой, на столе или в холодильнике? Когда мы собираемся в парк, что мы делаем сначала, а что потом?
  • малыш обогащает свой словарный запас и учится верно использовать слова: в парке пруд, а в пруду водичка – давай потрогаем водичку в пруду!
Самое важное – терпение

Нужно много терпения, чтобы сначала объяснить, а потом наблюдать и ждать, пока ваш ребёнок сам справится с такими задачами, как переодевание или раскладывание вилок и ложек к обеду. Конечно, вы бы сделали всё за него гораздо быстрее и аккуратнее. Но очень важно, чтобы ребёнок довёл дело до конца в своём собственном темпе. А когда он закончит, так же важно обнять его и похвалить.


Чтобы помочь ребёнку усвоить рутину, сначала подумайте, из каких шагов она состоит.
Например, для того, чтобы помочь накрыть на стол, нужно:
  1. знать, где найти посуду и столовые приборы;
  2. уметь узнавать и различать ложки, вилки и ножи;
  3. сосчитать, сколько столовых приборов нужно принести;
  4. знать, где и как правильно их раскладывать.

Объясните ребёнку, для чего накрывают на стол и что для этого нужно, а потом продемонстрируйте, как это делать.

Как помочь ребёнку освоить рутины?

  • Подумайте, из каких шагов состоит рутина. Для начала выберите всего один или два шага: например, научите малыша самостоятельно выдавливать зубную пасту на щётку. Лучше всего показывать, как это делается, способом «рука в руке» стоя за спиной у ребёнка.
  • Если ребенок забыл, что нужно делать дальше, подскажите ему следующий шаг. Сначала используйте наводящие вопросы (А что теперь нужно взять?). Если они не сработают, прикоснитесь к его руке, побуждая  к правильному действию. Возможно, иногда придётся что-то сделать вместе с ребенком (но не за него!).
  • Чтобы ребёнок не зависел от ваших инструкций, замолкайте, как только увидите, что он начал справляться сам. Постепенно уменьшайте степень своей помощи.
  • Подумайте, как можно использовать яркие цвета и контраст, чтобы облегчить задачу для слабовидящего или ребёнка с остаточным зрением. Если по утрам он должен сам собирать свою сумку или рюкзак, выбирайте такие предметы, которые ему будет легче увидеть -  например, положите светлую панамку на тёмный стол.
  • Если ребёнок тотально незрячий или имеет очень маленький остаток зрения, можно использовать надписи по брайлю и различные текстуры. Например, если он накрывает стол к завтраку и ему нужно найти в шкафу коробку с хлопьями, наклейте на неё брайлевскую этикетку или какое-нибудь тактильное обозначение, чтобы он ни с чем её не перепутал.
Простые повседневные рутины, которым вы научите своего ребёнка, послужат «кирпичиками» для формирования всё более сложных навыков и станут прочной основой для его дальнейшего обучения, взросления и самостоятельности.


Теги: самообслуживание, в доме, на кухне, совет

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений