Как использовать остаточное зрение. Советы родителям
Как использовать остаточное зрение. Советы родителям

Как использовать остаточное зрение. Советы родителям

Слепой ребёнок… Что представляют себе окружающие, когда слышат эти слова? Скорее всего, беспомощного и абсолютно ничего не видящего человека. Но мы-то с вами знаем, что это не так.

У слепого может быть сохранены светоощущение, цветоощущение, остаточное (предметное) зрение (в пределах 0,01–0,04) или даже тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В любом случае, даже эти крохи ребёнку надо обязательно научиться применять в жизни.

Мы хотим дать вам несколько советов, как можно эффективно использовать остаточное зрение, даже самое небольшое. Наша статья основана на личном опыте замечательного тифлопедагога Венеры Закировны Денискиной, заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «ИКП РАО». Она сама — инвалид по зрению, поэтому особенно обращает внимание на интересные детали, которые помогают незрячим ориентироваться в окружающем мире.

1. Родителям важно знать не только степень нарушения зрения у ребёнка, но и особенности его поля зрения.

Обращайте внимание на то, как смотрит ваш ребёнок: левой частью глаза или правой? Выясните, сохранно ли поле зрения и какая его часть: центральная, боковая, верхняя или нижняя? Для этого обратите внимание, например, замечает ли ваш ребёнок предметы (ориентиры), которые находятся сверху: лампы, фонари, светящиеся окна домов. При сохранном поле зрения в верхних половинках глаз он должен их видеть. А обращает ли ваш ребёнок внимание на ориентиры на полу или земле: отблески от ламп, направляющие линии в метро или в школе? При сохранном поле зрения в нижней части глаз ребёнок увидит их.

В.З. Денискина в своей статье «Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение» (ж. «Дефектология». – 2011. - №5. - С. 56-64.) приводит такой пример:

«…У моего знакомого поле зрения деформировано таким образом, что светоощущение имеется только в верхних половинках поля зрения обоих глаз. Однажды он мне по ходу нашего передвижения объяснял особенности маршрута, который я хотела запомнить. Спускаемся в метро по эскалатору. Сойдя с него, он говорит: «Теперь отсчитаем три люстры и повернем налево, пройдём как раз между колоннами к третьему вагону. Он-то нам и нужен».

Я в недоумении: «На этой станции есть большие люстры?» Прогибаюсь сильно назад и замечаю: «Действительно так! А я никогда и не знала, какими светильниками освещается эта станция».

Дело в том, что я вижу значительно лучше своего знакомого, так как по остроте зрения отношусь к группе слепых с остаточным форменным или предметным зрением: на одном глазу в очках острота моего зрения при хорошем освещении составляет 0.04 (4%). Но вот предметы-то у меня видит только центральная часть глаза (так называемое трубчатое зрение), поэтому, вполне понимая, что станция освещается какими–то светильниками, я не знала о люстрах…»

2. Если у ребёнка сохранено светоощущение или предметное зрение, обращайте его внимание на расположение окон, учите его искать окна и самые светлые предметы в новом помещении и ориентироваться относительно них. Например, так он может находить свой стол, который находится напротив окна или светлого шкафа, определять положение шкафов с посудой на кухне. В той же статье Венера Закировна приводит такой пример:

«…Я стала делиться «секретами» организации мною моего достаточно комфортного пребывания в командировках (т. е. в других неизвестных или малоизвестных мне местах).

Во время этой беседы женщина, которая имеет только светоощущение…, спросила: «А как ты ориентируешься в поездах?»

«Езжу в купейных вагонах, поэтому считаю двери. Это легко. Особенно, когда они оказываются со стороны видящего глаза».

В ответ слышу: «Зачем же так сложно. Напротив каждого купе только одно окно. Окно — это светлое пятно. Я считаю светлые пятна. Если в одну сторону их было 5, то и при возвращении на место надо отсчитать 5. И это пятое светлое пятно будет как раз напротив искомого купе…»

3. Восприятие цвета может быть более точным при переносе взгляда то на освещённое окно, то на предмет.

«Однажды, когда я училась в школе-интернате для слепых детей,— пишет Венера Закировна, — воспитательница нашего класса пришла на работу в новом платье красного цвета такой красоты, что мы (десятиклассницы) в восторге кинулись к ней рассматривать наряд. Стремясь лучше разглядеть его, мы прямо таки потащили ее (воспитательницу) к окну. В этой стайке учениц одна девочка была тотально слепой на один глаз …, а наружной частью другого глаза видела свет. Во время бурного обсуждения цвета платья она несколько раз внимательно смотрела (той самой половинкой глаза, которая видела свет), то на платье, то на окно, и вдруг спросила: «Так это алый цвет?!» С того дня, как она поняла разницу между светом в окне и цветом платья, она ежедневно брала какие-нибудь вещи, приближала их к глазу с наружной его стороны и спрашивала: «А это какой цвет?» Присматривалась подолгу, сравнивала, любила делать это при хорошем освещении. Спустя некоторое время она стала правильно называть цвета, а затем начала использовать цветоразличение при ориентировке в быту и пространстве…».

Вот ещё несколько практических рекомендаций, которые могут вам помочь:

  • Если вы вместе идёте на прогулку, надевайте на себя яркую куртку, кофту, жилет или яркую повязку. Тогда ребёнок сможет увидеть вас издалека и будет уверен в том, что в любой момент он вас найдёт.
  • Хорошо, если двери в квартире выкрашены в контрастный со стенами или полом цвет. Используйте яркие скатерти, покрывала. Тогда ребёнку будет легче освоить домашнее пространство и ориентироваться в нём.
  • Подбирайте игрушки ярких цветов, например, мячик красного или желтого цвета. Цвета лучше выбирать вместе с ребёнком при хорошем освещении. Дайте малышу возможность самому рассмотреть и определить, насколько хорошо он видит тот или иной предмет.
  • Если вы куда-то идёте в темное время суток, обращайте внимание ребёнка на светящиеся окна, фонари, которые встречаются на пути. Объясните, что эти ориентиры помогут сохранить, например, правильное направление движения.
  • Покажите ребёнку газон и асфальт, научите различать их по цвету. Это нужно делать не один раз, лучше в разные времена года и при разной погоде, потому что цвет и фактура травы и даже асфальта может сильно меняться.
  • Очень трудно ориентироваться на белом снегу, поэтому объясните ребёнку, что гораздо легче идти вслед за человеком, который двигается в нужном направлении, если пропустить его вперёд.
  • При выборе транспорта постарайтесь выделить существенные детали, что характерны именно для этого транспорта и которые может увидеть ребёнок (например, цвет троллейбуса, светящиеся цифры номера).
  • В быту используйте сочетание контрастных цветов. Например, наливайте белую жидкость (кефир, молоко) в темную чашку, темную жидкость (чай, кофе) в светлую чашку. То же касается и пищи: макароны будут лучше замены на тёмной тарелке, а горошек - на светлой.
  • Скатерть и посуда тоже должны контрастировать друг с другом. Можно использовать контрастные по цвету однотонные салфетки под приборы.
  • Заниматься лепкой или аппликацией будет удобнее на контрастной (обычно тёмной) подложке.

Мы дали лишь немного информации о том, как можно использовать остаточное зрение, которое есть у ребёнка. Примеры и личный опыт многих людей показывают, что даже самые незначительные его остатки могут заметно улучшить качество жизни незрячего человека.



Теги: зрительное восприятие, совет, Нарушение зрения

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений