Навязчивые движения: что это такое?

Навязчивые движения: что это такое?

Родители детей с нарушениями зрения знают, что иногда те ведут себя странно с точки зрения окружающих. Для того, чтобы описать такое поведение, есть несколько разных терминов, которые означают примерно одно и то же: «стереотипное поведение» (или  «стереотипии») , «аутостимуляция», «самостимулирующие движения», а проще говоря, - навязчивые движения.

Нам важно понять, почему ребёнок ведёт себя так и что с этим делать.

Такие проявления могут различаться у разных детей, но обычно включают такие проявления:

  • Ребёнок надавливает на глаза - некоторые незрячие дети давят себе на глаза или постоянно сильно трут их руками. Прежде чем начать отучать ребёнка от этого, убедитесь, что он трогает глаза не из-за того, что они у него болят. Сначала проконсультируйтесь с врачом - не может ли за этим поведением стоять какая-то медицинская причина?
  • Ребёнок размахивает, хлопает или вертит руками - некоторые дети размахивают руками от радости или общего возбуждения, и перестают это делать, когда успокаиваются. Но часто незрячие дети делают так безо всякой видимой причины.
  • Ребёнок раскачивается - ребёнок может качаться вперёд-назад или из стороны в сторону, когда сидит или стоит. Некоторые дети раскачиваются сильнее, когда радуются или волнуются.
  • Ребёнок подолгу смотрит на яркий свет - у некоторых детей яркий свет стимулирует остаток зрения. Иногда им нравится смотреть на лампу или ярко освещённое окно, многие дети при этом машут руками или держат пальцы у себя перед глазами, чтобы свет и тень образовывали узоры.
  • Ребёнок трясёт головой - ребёнок может трясти или мотать головой из стороны в сторону, как будто бы говорит «нет». Некоторые незрячие младенцы делают так, когда лежат на спине.

Почему ребёнок так себя ведёт?

Нет единой теории о том, почему у незрячих детей возникают навязчивые движения. Некоторые из них встречаются не только у незрячих, но и у детей с другими диагнозами. По одной из версий, это происходит оттого, что ребёнок не получает столько же информации из окружающего мира, сколько зрячий, и поэтому старается стимулировать себя сам.

Ещё одна теория - незрячие дети меньше играют с игрушками и общаются, чем зрячие,  поэтому у них чаще входят в привычку те движения, которые время от времени возникают у всех младенцев. Как только привычка закрепилась, от неё становится очень трудно избавиться или отвлечь ребёнка на что-то другое. Тем не менее, необходимо учить незрячего малыша более приемлемым в обществе способам проявления восторга или скуки.

Как можно отучить ребёнка от повторяющихся движений?

  1. У большинства людей есть какие-то навязчивые движения, которые мы совершаем, не задумываясь - кто-то трясёт коленом, когда сидит, кто-то хрустит костяшками пальцев, кто-то накручивает волосы на палец или щёлкает авторучкой. Это обычно происходит, когда нам скучно, когда мы нервничаем или волнуемся. Часто мы даже не замечаем этих движений, и окружающие тоже не обращают на них внимания, потому что они воспринимаются как нормальные, «социально приемлемые». Но те навязчивые движения, которые совершают незрячие дети, выглядят необычно и иногда даже пугающе для большинства окружающих. Возможно, стоит попробовать заменить одно привычное движение на другое, более приемлемое в обществе.
  2. Маленьким детям нужно получать удовольствие от физической активности. Ещё один способ отучить ребёнка от навязчивых движений - помочь ему найти увлекательные, но приемлемые занятия.  Например, когда вы учите его играть с игрушками, это даёт ему хороший повод задействовать всё тело, а особенно руки, для игры и исследования новых объектов. Если он занят интересной, требующей физической активности игрой, то вряд ли станет трясти головой или давить себе на глаза. Переключение внимания ребёнка с повторяющихся стереотипных движений на другие, более интересные и разнообразные, действия, например, подвижные игры, может помочь отучить его от неприятных привычек. Необязательно использовать только игрушки. С незрячим малышом можно спеть песенку, можно пощекотать его или поиграть в ладушки, «сороку-ворону», и т.д.
  3. Постарайтесь не ругать ребёнка, если вы видите, что он опять раскачивается или совершает другие стереотипные действия. Он быстро поймёт, что таким образом может получить ваше внимание, пусть и негативное. Вместо этого постарайтесь переключить его внимание и занять его чем-то другим.
  4. Не забывайте похвалить ребёнка, когда он, например, спокойно ждёт своей очереди покататься на пони в зоопарке и при этом не раскачивается и не давит на глаза. Обнимите его и скажите, как вы рады, что он умеет так замечательно себя вести. Это хороший способ закрепить нужное поведение.
  5. Когда ваш ребёнок начинает интересоваться общением с другими детьми, расскажите ему, что у них нет таких привычек, от которых вы хотите его отучить. Объясните ему, как окружающие реагируют на его поведение: «Здесь в песочнице играет маленькая девочка. Она тебя боится, потому что ты всё время машешь руками. Если ты будешь вести себя спокойно, она может подойти и поиграть с тобой».
  6. И ГЛАВНОЕ!!!  Попросите членов семьи и друзей не поощрять и не игнорировать навязчивые движения ребёнка. От этого ему будет только труднее избавиться от этих привычек. В то же самое время объясните, что не нужно постоянно ругать и дразнить ребёнка.  Вместо этого они могли бы помочь отвлечь его от стереотипных действий - поиграть с ним, занять чем-то интересным.


Теги: поведение, семья, совет

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений