Готов ли подросток с нарушением зрения к самостоятельной жизни?
Готов ли подросток с нарушением зрения к самостоятельной жизни?

Готов ли подросток с нарушением зрения к самостоятельной жизни?

Ваш ребёнок уже близок к тому возрасту, в котором люди обычно начинают самостоятельную жизнь. Лучший способ подготовить его к этому — установить соответствующие правила и требования, пока он ещё живёт дома. Подумайте, в чём ваш ребёнок зависим от вас? Как вы можете помочь ему стать самостоятельным?

Нужно о многом подумать. Чтобы вам было проще, попробуйте сначала разбить свои планы на такие категории:

1. Ориентировка: зависит ли ваш ребёнок в своих перемещениях по городу от вас как водителя или сопровождающего? Какими видами общественного транспорта он пользуется уверенно? Может ли он сам доехать до школы, бассейна, поликлиники?

§ Вместе с ребёнком поставьте конкретные цели в области ориентировки и самостоятельного передвижения.

§ В любой бытовой ситуации ищите возможности сделать ещё хотя бы один маленький шаг к одной из ваших целей.

§ Проконсультируйтесь с педагогом по ориентировке в пространстве, если это возможно — договоритесь о дополнительных индивидуальных занятиях.

§ Пользуйтесь общественным транспортом, а не машиной или такси. Постепенно давайте своему ребёнку всё большую самостоятельность.

§ Проговаривайте вслух маршрут, которым вы идёте: называйте основные ориентиры на пути, которые вы проходите, транспорт, которым пользуетесь, количество и названия остановок.

§ Разработайте вместе несколько вариантов маршрутов до тех мест, которые ребёнок посещает чаще всего.

2. Обращение с деньгами, бюджет: насколько ваш ребёнок сейчас готов к тому, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги, принимать финансовые решения, самому планировать свой бюджет? Поддерживайте его стремление самому зарабатывать. Если вы даёте ему деньги на карманные расходы, то пусть это будет фиксированная месячная сумма. Установите разумные границы, но дайте ему возможность самостоятельно планировать свои траты и иметь дело с последствиями собственных решений.

3. Тайм--менеджмент: может ли ваш ребёнок полностью самостоятельно собраться и приехать в школу, к врачу или в бассейн вовремя? Нужны ли ему для этого ваши постоянные напоминания и контроль? Понимает ли он, сколько времени ему понадобится на различные дела? Может ли сам контролировать свой режим дня, планировать распорядок дел и придерживаться этого плана?

4. Организованность: кто в вашем доме раскладывает вещи по своим местам и находит потерянное — вы или ваш ребёнок? Полагается ли он на вас в этом? Знает ли, где в доме лежит посуда, одежда, ключи, куда нужно складывать продукты? В порядке ли его комната и рабочее место? Легко ли ему самому находить свои вещи или он постоянно ждёт помощи зрячих родственников?

5. Компенсаторные навыки: это, к примеру, умение быстро писать по брайлю, аккуратно и логично вести конспект, ставить свою подпись под документами, набирать текст на клавиатуре, эффективно слушать, запоминать и осмысливать услышанное, пользоваться компьютером для доступа к плоскопечатным материалам, и т.д. Обратитесь за консультацией к тифлопедагогу и поощряйте любую возможность  для вашего ребёнка учиться пользоваться различными инструментами, тифлотехникой, практиковать полученные навыки и находить новые ресурсы для большей степени независимости.

6. Навыки самостоятельной повседневной жизни: Если прямо сейчас ваш ребёнок начал бы жить самостоятельно, насколько хорошо он смог бы следить за собой и содержать своё жилище в порядке? В состоянии ли он сам купить и приготовить себе еду? Может ли постирать и погладить одежду, понимает ли, когда это необходимо делать? Умеет ли пылесосить, мыть пол, вытирать пыль  и понимает ли, для чего это нужно? 
Помогите ему сконцентрироваться на важных задачах: как самому приготовить вкусную и полезную еду, как содержать в порядке свою одежду, обувь и другие вещи, как всегда выглядеть опрятно, как поддерживать в доме чистоту и порядок. Если у вас есть незрячий сын, обязательно научите его самостоятельно бриться.

Поддерживайте своего ребёнка. Ободряйте и поощряйте его, но в то же время честно рассказывайте о том, что вы замечаете со стороны.  Ориентируйтесь на то, что должен уметь в этом возрасте зрячий подросток.

Помните, что независимость не означает, что он должен абсолютно всё делать сам. В конце концов, вряд ли кто-то из зрячих людей сам стрижёт себе волосы. Скорее, независимый  взрослый человек способен трезво оценить свои возможности, определить, в каких именно моментах ему нужна помощь, а также понимать, где и как её можно получить.


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений