Советы для учителя (часть третья)

Советы для учителя (часть третья)

Незрячий ребёнок в классе:

  1. Можно говорить незрячему ребёнку слова «смотреть» и «видеть». Даже зрячие люди используют слово «посмотри» относительно других органов чувств. Незрячие и слабовидящие люди по-другому смотрят на вещи, в данном случае слово «смотреть» означает восприятие вообще, необязательно с помощью органа зрения.
  2. Презентации могут быть доступны для незрячих и слабовидящих учеников при условии проговаривания вслух содержания каждого слайда. Проговаривайте всё, что вы пишете на доске и все иллюстрации, которые содержатся в презентации. Дайте незрячему ученику время, чтобы обследовать адаптированные тактильные материалы. Избегайте таких фраз, как «вон там», указывая на предметы - ученик не увидит вашего жеста. Вместо этого давайте чёткие пространственные указания, называя стороны с точки зрения ребёнка. Помните, что, когда вы стоите лицом к ученику, левая и правая стороны для него противоположны вашим.
  3. Если у вас в классе незрячий или слабовидящий ребенок учится вместе с нормально видящими детьми, то посадите его за первую парту, чтобы быть уверенным в том, что он хорошо слышит все объяснения.
  4. Подготовка и печать учебных материалов по Брайлю занимает очень много времени, поэтому их необходимо готовить или заказывать заранее.
  5. Раздаточный материал, особенно включающий иллюстрации или диаграммы, требует значительного времени для перевода в брайлевский формат и адаптации для незрячего ученика. Следует готовить и предоставлять такие материалы для печати по брайлю по меньшей мере за две недели, желательно в электронном виде.
  6. Требуйте от незрячего ученика выполнения тех же заданий, что и от остальных учащихся. Работа может занять у него больше времени в связи с использованием альтернативной системы чтения и письма. В среднем для выполнения работы по брайлю требуется примерно в два раза больше времени, чем для выполнения такой же работы плоским шрифтом. В связи с ограниченным временем на уроке время от времени иногда необходимо уменьшить количество примеров, задач или упражнений для конкретной классной или домашней работы. Делать это можно в том случае, если учащийся показывает достаточное понимание материала и уровень развития навыков. И помните: все ученики, и зрячие, и незрячие, учатся в своём темпе. Он различен у всех людей.
  7. Самостоятельность незрячего ребёнка - это задача первостепенной важности! Будьте терпеливы. Наблюдайте за учеником и поощряйте его в самостоятельном решении проблем. Ждите, пока он сам не попросит о помощи. Предоставляйте ему минимально необходимую помощь, чтобы формировать уверенность в себе и самостоятельность.
  8. Не оставляйте в классе приоткрытых дверей и выдвинутых стульев. Следует либо поддерживать постоянный порядок в расстановке мебели, либо сообщать об изменениях незрячему ученику и/или вовлекать его в перестановку.
  9. Обращайтесь ко всем ученикам по имени, так, чтобы незрячий ребёнок научился ассоциировать имена с голосами одноклассников. Также всегда обращайтесь к нему по имени, чтобы он знал, что с ним разговаривают.
  10. Поощряйте у незрячего ученика правильную позу, осанку и следование правилам этикета. Не допускайте навязчивых движений! Это будет способствовать его физическому и эмоциональному здоровью, а также достижения им максимального социального и карьерного потенциала.
  11. Всегда обращайтесь с незрячим учеником так же, как и со зрячими одноклассниками (и сами будьте примером для его одноклассников). Это включает вопросы дисциплины, поощрений, а также посещение кружков, экскурсий и возможности выполнять роль лидера в группе.
  12. Давайте незрячему ученику возможности не только принимать помощь, но и в равной степени помогать другим.
  13. Пожалуйста, не считайте, что, если ученик не видит и использует другие средства обучения, то он не способен хорошо учиться. Позвольте ему проявить свои сильные стороны.


Теги: учителю

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений