Занятия с ребенком
  • Как готовить ребенка к школе. Несколько важных советов... (из книги В.Озерова Беседы с родителями незрячих детей) Как готовить ребенка к школе. Несколько важных советов... (из книги В.Озерова Беседы с родителями незрячих детей)

    Вячеслав Дмитриевич Озеров - отец тотально незрячего сына, общественный деятель. Один из инициаторов создания и председатель АРДИЗ – одного из первых объединений родителей детей-инвалидов Санкт-Петербурга, впоследствии - вице-президент ГАООРДИ. Организатор летних социально-реабилитационных программ для детей-инвалидов по зрению, автор серии статей и книги «Беседы с родителями незрячих детей». Ниже приводится отрывок из главы «Готовимся к школе».          

  • Пять игр для развития зрительного восприятия: разложи по цвету Пять игр для развития зрительного восприятия: разложи по цвету

    Если у вашего ребёнка есть остаточное зрение и он может различать цвета, эту способность нужно тренировать. Это можно делать с помощью разнообразных игр. В этой статье мы собрали для вас некоторые из них, такие, в которые легко играть дома.

  • Почему мой ребёнок по всему стучит? Почему мой ребёнок по всему стучит?

    Это одна из записей в блоге Шарлотты Меллор, мамы девочки Скарлетт из Англии. У Скарлетт в возрасте 4,5 месяцев диагностировали гипоплазию (недоразвитие) зрительного нерва, которая привела к полной слепоте. Миссис Меллор создала сайт и портал для родителей незрячих детей throughscarlettseyes.com, где делится своим опытом.

  • Играем… Сенсорные шарики Играем… Сенсорные шарики

    Разнообразные игры для развития чувств (осязания, обоняния, слуха, вкуса, чувства равновесия и положения в пространстве и т.д.) очень важны для незрячих детей. Эта игра тренирует моторику и чувствительность пальцев, развивает интерес ребёнка к разным материалам и текстурам, помогает развивать остаточное зрение.

  • Играем… Мяч с бубенчиком Играем… Мяч с бубенчиком

    Чтобы познакомить незрячего или слабовидящего ребёнка с игрой в мяч, лучше начать с надувного пляжного мяча. Такие мячи достаточно большие, обычно яркие и катятся медленнее, чем другие виды мячей.

  • Играем… Прыжки сверху вниз Играем… Прыжки сверху вниз

    Это упражнение поможет развивать двигательные навыки: перенесение центра тяжести, удержание равновесия, прыжки вниз.

  • Играем… Двигательная активность Играем… Двигательная активность

    Что можно делать для того, чтобы развивать двигательные навыки, органы чувств, ощущение собственного тела у незрячих дошкольников и детей со множественными сочетанными патологиями?

  • Играем… Брось мешочек Играем… Брось мешочек

    Это упражнение развивает двигательные навыки и помогает незрячему ребенку научиться бросать предметы. Оно может проводиться как отдельная игра или использоваться как подготовительное для спортивных и подвижных игр.

  • Играем… Бег Играем… Бег

    Для маленького ребёнка бег — это способ высвободить энергию, почувствовать свою силу («Не догонишь!») и развить ощущение собственного тела в пространстве. Родители слепых и слабовидящих детей обычно даже не думают о том, что их ребёнок тоже может и должен бегать, а если и думают, то эти мысли часто связаны со страхами:

  • Учим, играя. Что не так? Учим, играя. Что не так?

    Для ребёнка с нарушением зрения необходимо научиться правильно вести себя с другими людьми, определять их эмоции и реагировать соответственно.

  • Учим, играя. Съедобное-несъедобное Учим, играя. Съедобное-несъедобное

    Уметь приготовить себе еду очень важно, но сначала нужно научиться определять, что можно есть, а что нет. Это упражнение поможет незрячим детям научиться самим выбирать для себя продукты, а также познакомиться с правилами безопасности, развить умения решать жизненные задачи и рассуждать.

  • Учим, играя. Сравнения Учим, играя. Сравнения

    Если незрячий ребёнок умеет сравнивать предметы, устанавливать, чем они похожи, а чем различаются, ему будет проще осмысливать окружающий мир. Это упражнение поможет развить навыки классификации, речь и мышление ребёнка, научиться находить сходство и различие.

  • Учим, играя. Составляем набор туалетных принадлежностей Учим, играя. Составляем набор туалетных принадлежностей

    Для детей с нарушениями зрения, а особенно со сложной сочетанной патологией, важно выполнять осмысленные практические задания дома и на занятиях. Это помогает им формировать навыки, которые помогут им подготовиться к самостоятельной жизни. Это занятие можно проводить, например, перед поездкой в бассейн или к бабушке.

  • Учим, играя. Сортируем и упаковываем пуговицы Учим, играя. Сортируем и упаковываем пуговицы

    Это упражнение помогает развивать у дошкольников навыки, которые помогут им в дальнейшем в учёбе и работе. Здесь на простом материале (разнообразные пуговицы) ребёнок учится сортировать предметы, упаковывать их, развивает навыки счёта, мелкую моторику и чувствительность пальцев. Это задание можно использовать как подготовительное для изготовления какой-либо поделки, обучения пришиванию пуговиц и т.д.

  • Учим, играя. Пакет монет Учим, играя. Пакет монет

    Для незрячего ребёнка важно иметь практическое представление о деньгах. Ребёнок-дошкольник уже вполне может сделать небольшую покупку в магазине сам, но для этого ему нужно научиться различать монеты по достоинству и уметь набирать ими разные суммы.

  • Учим, играя. Общение по телефону Учим, играя. Общение по телефону

    Умение звонить и общаться по телефону важно в жизни любого человека. Это упражнение поможет развивать коммуникативные навыки через игру.

  • Учим, играя. Найди все… Учим, играя. Найди все…

    Когда ваш малыш научится выбирать из 6-8 разных предметов именно тот, который вы его просите, он готов к тому, чтобы работать над умениями классификации. Это упражнение также поможет ему научиться выбирать нужный предмет из нескольких, развивать навыки обследования предметов и ориентировки в малом пространстве.

  • Приём рука-в-руке Приём рука-в-руке

    Если ваш ребёнок незрячий или слабовидящий, то ту же информацию, которую зрячие дети получают с помощью зрения, он получает при помощи рук. Ему может быть непонятно, как устроена вещь, пока он её не потрогает. Осязание, слух и обоняние - важные источники информации для вашего ребёнка. Чтобы помочь ему узнать больше о мире вокруг него и о вещах, которые находятся рядом, старайтесь включать все чувства вашего ребёнка, когда вы играете с ним, занимаетесь, объясняете что-то или просто каждый день проводите время вместе.

  • Незрячий ребёнок: часть семьи, часть мира. Жесты Незрячий ребёнок: часть семьи, часть мира. Жесты

    Не стоит ошибочно предполагать, что, только потому, что ваш ребёнок слепой, он не в состоянии замечать жесты, которыми пользуются зрячие, и сам пользоваться ими. Когда человек, который стоит вблизи незрячего, делает какой-то жест, мы можем это почувствовать - не что именно он сделал, а то, что определённо его руки, плечи или голова двигались. Кстати, выражение лица влияет на голос.

  • Незрячий ребёнок часть семьи и мира. Повседневные дела Незрячий ребёнок часть семьи и мира. Повседневные дела

    Меня каждый раз неприятно поражает, когда я слышу о незрячих детях школьного возраста, которые не умеют сами застёгивать куртку, завязывать шнурки или застёгивать пуговицы. Я знаю некоторых незрячих подростков, которые не в состоянии надеть серьги, вымыть голову или сделать себе причёску. Но проблема гораздо шире, чем вопросы личной гигиены и ухода за собой. Многие незрячие дети понятия не имеют, как убрать кровать, почистить обувь, налить себе стакан молока или открыть дверь ключом. Один мой знакомый тифлопедагог называет это «синдром волшебной феи». Незрячий ребёнок, которому всё приносят и дают в готовом виде, убеждён, что так оно и должно быть, что всё происходит само по себе, как по волшебству.

  • Как развивать сенсорные чувства. Слух. Как развивать сенсорные чувства. Слух.

    Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений.

  • Как развивать сенсорные чувства. Осязание. Как развивать сенсорные чувства. Осязание.

    Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений. Но к чувствам необходимо относиться с уважением -  ведь они оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь.

  • Как развивать сенсорные чувства. Обоняние. Как развивать сенсорные чувства. Обоняние.

    Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений. Но к чувствам необходимо относиться с уважением -  ведь они оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь. Особенно велика роль развития сенсорных чувств (осязания, слуха, вкуса, обоняния) у детей с нарушением зрения, так как с их помощью формируются зрительные восприятия и представления, эмоциональные переживания.

  • Как выбрать игрушку для незрячего ребёнка? Как выбрать игрушку для незрячего ребёнка?

    Когда вы приходите в магазин, для того, чтобы выбрать своему незрячему или слабовидящему ребенку полезную и интересную игрушку, советуем воспользоваться нашей шпаргалкой.

  • Читаем вслух Читаем вслух

    Дети, у которых лучше развито умение слушать, легче овладевают грамотой, лучше учатся и общаются. Это важное умение развивается лучше всего, когда вы читаете своему ребенку книжки вслух.

    Умение слушать жизненно важно для слепых и слабовидящих. Его нужно развивать целенаправленно, начиная с самого раннего возраста и на протяжении всего процесса развития ребёнка. Развитие навыков слушания важно и для формирования грамотности. При этом слушание не должно заменять собой чтение.

  • Развиваем речь и учим общаться Развиваем речь и учим общаться

    Расширение словарного запаса – очень важная задача. Но незрячий или слабовидящий ребёнок быстрее запомнит и лучше поймёт смысл слов, обозначающих предметы и действия, которые связаны с его непосредственным чувственным опытом (с тем, что он сам делал, трогал, нюхал и пробовал на вкус). Скорее всего, он практически не будет использовать слова, которые обозначают удалённые объекты, например, «луна» или «горы», потому что у него с ними не связан никакой чувственный опыт. Если зрячий ребёнок может составить представление о вещах, с которыми он никогда не сталкивался, по картинкам в книжках, то незрячему недоступно и это.

  • Пользуемся ножницами Пользуемся ножницами

    Возьмите ножницы в руку, пусть ребёнок обследует положение ваших пальцев и поймёт, как правильно их держать. С помощью приёма «рука на руке» (вы держите ножницы, рука ребёнка лежит сверху на вашей) покажите нужное движение.

  • На кухне: развиваем зрительное восприятие На кухне: развиваем зрительное восприятие

    Маленькие дети учатся новому, играя. Вот хорошая игра для слабовидящих. Она направлена на то, чтобы научить ребенка правильно оценивать расстояние и воспринимать объекты в объёме.

  • Как рассказать незрячему ребёнку о цвете? Как рассказать незрячему ребёнку о цвете?

    «Я никогда не видела цвет, поэтому я не думаю, что понимаю, что это такое. Но при этом я знаю, какого цвета многие вещи: вороны чёрные, листья на деревьях зелёные, а волосы у людей бывают светлые, коричневые, чёрные, седые - а покрасить их можно в любой цвет, который вам больше нравится.

  • Как адаптировать игрушки  для незрячего или слабовидящего ребёнка Как адаптировать игрушки для незрячего или слабовидящего ребёнка

    Большая часть игрушек, книжек и других материалов для маленьких детей рассчитана на то, что их будут разглядывать. Это значит, что многие из них нужно будет адаптировать для того, чтобы незрячему или слабовидящему малышу тоже было интересно с ними играть. Что значит адаптировать? Если у ребёнка есть остаток зрения, то можно изменить внешний вид игрушек, сделав их более яркими и контрастными. Для незрячих детей игрушки можно сделать более интересными на ощупь.


    Страницы: 1 2 След.
  •