Читаем вслух
Читаем вслух

Читаем вслух

Дети, у которых лучше развито умение слушать, легче овладевают грамотой, лучше учатся и общаются. Это важное умение развивается лучше всего, когда вы читаете своему ребенку книжки вслух.

Умение слушать жизненно важно для слепых и слабовидящих. Его нужно развивать целенаправленно, начиная с самого раннего возраста и на протяжении всего процесса развития ребёнка. Развитие навыков слушания важно и для формирования грамотности. При этом слушание не должно заменять собой чтение.

Когда мы говорим о слушании, мы имеем в виду не только восприятие звуков. Мы говорим в первую очередь о том, как мозг ребёнка понимает услышанное, как он обрабатывает полученную информацию, то есть, что он делает с тем, что слышит.

Чтение ребёнку вслух - это очень важное занятие, которое, если правильно его организовать, поможет развить необходимые навыки слушателя. Ребёнку нужно не просто слушать, что ему читают, а быть активно включённым в этот процесс.

Поэтому когда вы читаете вслух:

  • Дайте ребёнку обследовать игрушки или другие вещи, по смыслу связанные с историей (например, разного размера игрушечные стульчики, миски и ложки для сказки «Три медведя»). Сочетание словесной информации с обследованием предметов, движениями и действиями поможет ребёнку полнее понять текст и сформировать важные представления.
  • Имитируйте вместе с ребёнком звуки животных, о которых говорится в истории.
  • Проговаривайте вместе с ним те части истории, которые повторяются по нескольку раз (Тянет-потянет, вытянуть не может)
  • Поговорите с ним о содержании истории, поощряйте его собственные идеи.
  • Выделите время, чтобы обсудить непонятные слова, которые встретились в сказке, рассказе.
  • Обращайтесь к личному опыту ребёнка (помнишь, как мы вытаскивали морковку за хвостик на даче? А дед так тянул репку: тянет-потянет, вытянуть не может).
  • Предлагайте попробовать что-то новое (напекла Маша пирожков - а давай мы с тобой тоже сегодня напечём пирожков?)
  • Подбирайте понятные для ребёнка рассказы и сказки. Ориентируйтесь и на то, сколько времени ребёнок может сосредотачивать внимание (возможно, некоторые истории нужно будет разбить на две-три части).
  • Формируйте у ребёнка желание читать самостоятельно.

Ещё один  способ развивать восприятие на слух во время чтения - это техника, которая называется «направляемое слушание».

Её основные этапы:

  • Перед тем, как начать читать, поговорите о названии истории (главы). О чём она может быть?
  • Пусть ребёнок выскажет свои идеи.
  • Во время чтения останавливайтесь в подходящих местах и размышляйте вместе с ребёнком, какие чувства и мысли у вас возникают в связи с прочитанным.
  • Связывайте события из истории с уже имеющимися у ребёнка знаниями и опытом.
  • Спрашивайте у ребёнка, что, по его мнению, может произойти дальше.
  • После прочтения обсудите, что произошло на самом деле. Удалось ли ребёнку угадать?
  • Спросите, какие чувства вызвала у него история. Разъясните все слова и идеи, которые могли быть непонятны.
  • Подумайте, какие предметы можно показать ребёнку и какому опыту его можно приобщить (что-то сделать вместе, куда-то сходить) для лучшего понимания истории.


Теги: 

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений