Готовим руку к чтению и письму по Брайлю

Готовим руку к чтению и письму по Брайлю

Знание Брайля – это рабочий инструмент незрячего ребенка. А письмо по Брайлю – это основа грамотности вашего малыша.

Чтобы овладение письмом прошло легче, предлагаем вам и вашему ребенку ряд упражнений, с помощью которых вы можете подготовить его руку к овладению этим важнейшим навыком.

1.Захват
ладонью:
  • сжимать резиновые игрушки
  • сжимать пластилин / глину
  • вынимать игрушки из коробки
  • рисовать
  • поднимать шипастые мячики
  • сыпать песок из кулачка
  • пользоваться формочками для печенья
  • пользоваться дыроколом
  • собирать крупный конструктор
пальцами:
  • нанизывать бусины
  • держать и резать бумагу ножницами
  • рисовать мелками или кисточкой
  • пользоваться клеем-карандашом
  • отщипывать кусочки пластилина
  • собирать мозаику из деталей-гвоздиков
  • строить башни из кубиков
  • подбирать мелкие предметы
  • переворачивать страницы в книге
  • пользоваться пинцетом
  • плести из бумажных полос
  • вкладывать фигурки в игрушку-сортёр (т.е. сортировать предметы по какому-либо признаку)
  • сортировать и перекладывать мелкие предметы
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки и молнии (на себе)
большим и указательным пальцами:
  • лопать пузырчатую упаковку
  • подбирать бусины
  • завязывать бантик
  • пользоваться канцелярскими кнопками
  • играть со шнуровками
  • нанизывать мелкие бусины
  • собирать мозаику
  • пользоваться прищепками
  • пользоваться пипеткой
  • заводить ключиком механические игрушки
  • проталкивать монетки в копилку
2. Разжатие руки:
  • отдавать игрушки по просьбе
  • собирать пирамидки, матрёшки, и т.д.
  • сортировать предметы
  • складывать игрушки в коробку
также все упражнения из секции «захват» подразумевают разжатие руки и отпускание предмета

3. Вращательное движение запястья:
  • закручивать гайки
  • скручивать проволоку
  • крутить ручку настройки на радиоприёмнике
  • открывать банки и бутылки с завинчивающимися крышками
  • открывать и закрывать краны (типа «барашки») с водой 
  • заводить механические игрушки, музыкальные шкатулки
  • поворачивать дверные ручки
  • зачерпывать совком песок, крупу, фасоль и т.д.
  • рисовать пальчиковыми красками
  • находить игрушки, закопанные в песке, в сухой фасоли, крупе и т.д.
  • разворачивать конфеты в фантиках
  • переливать воду из одной ёмкости в другую
4. Изолированные движения пальцев:
  • делать отпечатки пальцев в пластилине или глине
  • нажимать клавиши
  • нажимать кнопки на блендере, тостере и другой кухонной технике
  • играть на музыкальных инструментах
  • набирать номер на телефоне
  • прикалывать кнопки к пробковой доске
  • обводить трафареты пальцем
5. Движения двумя руками

Почти все эти упражнения предполагают, что одной рукой ребёнок будет держать предмет, а другой что-то с ним делать, что особенно сложно для незрячих и слабовидящих детей.
  • нанизывать бусины
  • отматывать липкую ленту
  • рвать бумагу 
  • открывать и закрывать банки с завинчивающимися крышками
  • резать бумагу ножницами
  • пользоваться дыроколом
  • пользоваться наждачной бумагой
  • проводить прямые линии по линейке
  • одной рукой держать контейнер, а другой что-нибудь в него складывать
  • держать в одной руке куклу и причёсывать или кормить её другой рукой
  • собирать конструктор «Лего»
  • рисовать пальчиковыми красками (двумя руками)
  • лепить из пластилина колбаски и шарики
  • пользоваться канцелярскими скрепками
  • обводить по трафарету
  • пользоваться степлером
  • придерживать миску и размешивать содержимое ложкой
6. Развитие силы рук и пальцев
  • мять бумагу
  • пользоваться прищепками
  • лепить из пластилина
  • выдавливать клей из бутылки
  • пользоваться степлером
  • раскатывать тесто скалкой
  • пользоваться дыроколом
  • забивать гвозди
  • собирать и разбирать «Лего» и другие конструкторы такого типа
  • сжимать теннисный мяч
  • отжимать губку
7. Правильное положение пальцев
  • понимать, что у каждого пальца своя роль - есть «главный» палец, а есть «помощники»
  • выставлять пальцы по краю карандаша или линейки

8. Лёгкое прикосновение
  • общая релаксация - если всё тело напряжено, ребёнок не научится легким прикосновениям
  • положить в ряд пуговицы или шашки, пусть ребёнок ведёт по ним пальцами, не сдвигая предметов
  • катать ватный шарик под пальцами
  • учиться «щекотать» брайлевские точки
9. Движение рук слева направо
  • вести руками вдоль выложенной по прямой шерстяной нити, палочек и т.д.
  • вести руками вдоль приклеенных на бумагу соломинок, проволоки и т.д.
10. Упражнения для подготовки к чтению по Брайлю
  • вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пробелов
  • вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов без пробелов
  • вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками
  • вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками
  • вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пустых строк
  • вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из разных брайлевских символов без пустых строк


Теги: мелкая моторика, Брайль, дошкольники

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений