Как развивать сенсорные чувства. Слух.
Как развивать сенсорные чувства. Слух.

Как развивать сенсорные чувства. Слух.

Как развивать сенсорные чувства. Советы и рекомендации.

Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Через эти виды восприятия мы осознаем самих себя и контактируем с миром. Однако в своем дальнейшем многие из нас утрачивают полноту осознания своих ощущений. Но к чувствам необходимо относиться с уважением -  ведь они оказывают такое мощное воздействие на нашу жизнь. Особенно велика роль развития сенсорных чувств (осязания, слуха, вкуса, обоняния) у детей с нарушением зрения, так как с их помощью формируются зрительные восприятия и представления, эмоциональные переживания.

Слух

Позволяя звуку проникать в наше сознание, мы делаем первый шаг к контакту с миром, к началу общения. Слепые и слабовидящие шире используют слух в повседневной жизнедеятельности, чем нормально видящие. При его помощи они ориентируются в пространстве, узнают предметы, людей. По звуковым ориентирам слепые могут определить расстояние до находящихся в близи строений, установить наличие поблизости водопада, ручейка, открытого поля и пр. и расстояние до них. Ощущая не только отдельные звуки, но и их сочетания, слепой может воссоздать окружающую обстановку в виде звуковых картин: звуковой картины города, звукового пейзажа сельской местности.

Упражнения, которые способствуют развитию слуха:

Вот некоторые упражнения, повышающие способность незрячих детей к осознанию тех звуков, которые их окружают.

  1. Сядьте спокойно со своим ребенком и слушайте звуки. Отмечайте, какие чувства вызывает в вас звук. Потом поделитесь впечатлениями друг с другом. Такое упражнение позволяет услышать новое звучание в различных местах: дома, в городе, за городом, на пляже.
  2. Поговорите с ребенком  о звуках. Расскажите, какие звуки вы ощущаете, как резкие, мягкие, гладкие, скрипучие, приятные, громкие, нежные. Сравнивайте звуки.
  3. В маленькие горшочки и пузырьки из-под лекарств положите самые разные предметы: рис, фасоль, канцелярские кнопки, пуговицы, шайбы, монеты и прочее, что может в них поместиться, и предложите ребенку потрясти каждый из горшочков и определить по звуку, чем он наполнен. 
  4. Играть в распознавание звуков полезно и весело. Пусть у ребенка за спиной возникает, например, то шум льющейся воды, то постукивание карандашом, шуршание бумаги и т.п. Ребенок должен отгадывать, что это за звук. Меняйтесь ролями, чтобы и ребенок мог загадать такую загадку вам.
  5. Используя игрушечный ксилофон, ударяйте по разным клавишам, чтобы у ребенка вырабатывался опыт распознавания звуков: одинаково, выше, ниже, громче, тише. Потом ребенок может протестировать вас. Эти упражнения можно проделывать с помощью любого музыкального инструмента.
  6. Звуки и чувства взаимосвязаны. Поговорите о грустных звуках, веселых звуках, страшных звуках и звуках, пробуждающих другие чувства. Тон голоса также отражает чувства говорящего. Дети улавливают гнев в голосе взрослого даже в тех случаях, когда он пытается скрыть это чувство. Демонстрируйте тоном различные эмоции. Попросите детей сделать это.
  7. Невнятная речь также интересна. Попытайтесь общаться, издавая звуки, невнятно бормоча и не используя слов. Посмотрите, сможет ли ребенок догадаться, что вы хотите выразить с помощью этих звуков.
  8. Музыка, вызывая приятные ощущения, позволяет повысить уровень внимания ребенка. При прослушивании музыки исчезает внутренняя напряженность. В некоторых случаях песни обладают большим воздействием, чем книги. Музыку можно использовать самыми разными путями. Ее можно наигрывать, когда дети рисуют или лепят. Она выступает в качестве фона.

  9. Попросите ребенка рисовать формы, линии, символы и использовать цвета для выражения музыки (возникновению чувств и рождению настроений и образов способствует классическая музыка).
  10. Особой привлекательностью для детей обладают ударные инструменты: ведь из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. Вы можете предложить ребенку: “Покажи, как ты будешь бить в барабан, если тебе грустно (или если ты чувствуешь себя счастливым)” или “Побарабань, а мы попробуем догадаться, какие чувства ты испытываешь».
  11. Также интересно под музыку сочинять истории. Например,  под гитару придумывать для детей разные истории об одном и том же персонаже. Такие истории дети могут сочинять и самостоятельно.


Теги: 

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений