Развиваем речь и учим общаться

Развиваем речь и учим общаться

Если ребенок что-нибудь делает вместе с папой или мамой (например, фонарь из тыквы), то у него будет, что обсудить с друзьями в детском саду или в школе.

Он действительно понимает, что такое фонарь из тыквы, потому что он делал его сам!

Работаем над словарным запасом

Расширение словарного запаса – очень важная задача. Но незрячий или слабовидящий ребёнок быстрее запомнит и лучше поймёт смысл слов, обозначающих предметы и действия, которые связаны с его непосредственным чувственным опытом (с тем, что он сам делал, трогал, нюхал и пробовал на вкус). Скорее всего, он практически не будет использовать слова, которые обозначают удалённые объекты, например, «луна» или «горы», потому что у него с ними не связан никакой чувственный опыт. Если зрячий ребёнок может составить представление о вещах, с которыми он никогда не сталкивался, по картинкам в книжках, то незрячему недоступно и это. Если попросить незрячего ребёнка описать какой-нибудь знакомый предмет, то он скорее всего перечислит не те признаки, которые назвал бы зрячий – и это естественно, потому что ему недоступна та же зрительная информация. Например, описывая цветок, ребёнок может рассказать о том, как он пахнет и какие у него лепестки на ощупь, но не о его цвете.

Чтобы помочь развитию речи своего ребёнка, вовлекайте его в как можно более разнообразные виды деятельности дома, на улице, в общественных местах.

Постарайтесь не просто называть предметы и действия, а сначала обследовать эти вещи и совершать действия, а затем говорить о них.  Например, если вы пошли с ребёнком на парад и услышали там духовой оркестр – покажите малышу, какие движения совершают музыканты, как они маршируют, как держат инструменты. Пусть ребёнок сам попробует помаршировать под музыку. Если есть возможность, обязательно подойдите к оркестру во время перерыва и попросите разрешения обследовать форму музыкантов и их инструменты. Не нужно стесняться – это то, что вы делаете для блага своего ребёнка.

Обязательно старайтесь связывать впечатления ребёнка с  тем опытом, который у него уже есть. Например, если ребенку хорошо знаком вкус и запах апельсинового сока, покажите ему целый апельсин. Пусть он поможет вам очистить его и сам попробует выжать сок на ручной соковыжималке.

Многие дети с нарушениями зрения имеют достаточно большой словарный запас и к месту употребляют слова, но на самом деле они не понимают, о чём говорят. Это больше заметно в рассуждениях об абстрактных понятиях или о чём-то, с чем у ребёнка не связано никакого чувственного опыта. Это явление называется вербализм. Например, незрячий малыш говорит о ножках стола. Но если он никогда не нагибался и не обследовал их, у него может сложиться представление о том, что это такие же ножки, как и у него самого – в носках и тапочках. Таким образом, чрезвычайно важно понять значения слов через непосредственное обследование предметов и действия с ними. Только тогда можно быть уверенными, что он действительно представляет то, о чём говорит.

Эхолалия

Эхолалия – это неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Это нормальный этап становления речи у детей до полутора-двух лет, но некоторые незрячие и слабовидящие дети могут так его и не перерасти.

Постарайтесь понять, в каких ситуациях и для чего ребёнок повторяет чужие слова. Например, он может использовать эхолалию, чтобы попытаться начать или поддержать разговор. Постарайтесь научить его более социально приемлемым путям достижения этих целей. Например, потренируйтесь поддерживать разговор: для этого ребёнок может попробовать рассказать о чём-то (что ему нравится делать дома, в школе, какая у него любимая телепередача и т.д.), а потом расспросить собеседника о том, что нравится ему. Пусть ребёнок научится дружелюбно комментировать слова собеседника, показывая своё внимание и интерес – это тоже поможет поддержать разговор.

Дайте ребёнку послушать разговор детей или взрослых, в котором собеседники обмениваются репликами, чтобы он услышал, как это должно звучать. Хвалите его, когда он сам начинает разговор, задаёт вопросы, а не повторяет за другими.

Поговорите с логопедом и дефектологом – они дадут вам больше советов о том, как справиться с эхолалией. Возможно, они посоветуют вам обследовать ребёнка, так как иногда эхолалия может быть симптомом какого-либо другого расстройства.

Почемучка

Некоторые незрячие дети задают чрезвычайно много вопросов, в том числе в совершенно неподходящих ситуациях. Иногда по причине того, что ему самому часто задают вопросы взрослые (например, о его зрении), ребёнок может перенять манеру что-то спрашивать только для того, чтобы начать или поддержать разговор. Иногда это может быть достаточно эффективным приёмом, но при слишком частом его использовании разговор превращается в односторонний «допрос». Помогите ребёнку освоить и другие способы начать общение – например, прокомментировать то, чем занят собеседник (Как ты интересно играешь с машинками!) или рассказать о том, что он сам делает или делал недавно (А мы тут с папой в магазин ходили).

Обращайте внимание на то, как вы сами общаетесь со своим ребёнком. Если вы поймали себя на том, что постоянно у него что-то спрашиваете, попробуйте разнообразить манеру разговора. Ваш ребёнок подражает тому, что он слышит от вас, поэтому следите и за своей речью.

Придерживаемся темы разговора

Маленькие дети любят болтать обо всём, что приходит им в голову. В этом возрасте их внимание сосредоточено на самих себе. Возможно, вы заметите, что вашему ребёнку труднее, чем его зрячим сверстникам, удаётся придерживаться определённой темы в разговоре. Давайте ему обратную связь – комментируйте то, как он как он говорит с вами и с другими людьми. Если вы видите, что ваш ребенок постоянно перескакивает с одного на другое, верните его к теме разговора (Мы сейчас говорим о…). Если у него ест какая-то любимая тема, которую он всегда рад обсудить, следите, чтобы он не говорил всегда об одном и том же. Начните с какой-то другой темы и только потом переходите к его любимой.

Обращайте внимание, как общаются между собой сверстники вашего ребёнка – например, на детской площадке или на дне рождения, - как они взаимодействуют и как поддерживают тему разговора. Это поможет вам научить своего ребёнка общаться более естественным для его возраста образом.


Теги: 

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений