Что можно делать для того, чтобы развивать двигательные навыки, органы чувств, ощущение собственного тела у незрячих дошкольников и детей со множественными сочетанными патологиями?
Вот примерный перечень доступных ребёнку и полезных для него действий, игр и упражнений, составленный Анджело Монтанино (специалист по адаптивной физической культуре и активному досугу слепых).
- Открывать и закрывать двери.
- Переносить различные предметы: в одной руке, в обеих руках, большие и лёгкие предметы, маленькие и тяжёлые предметы и т.д.
- Ползать (внутри игровых тоннелей и труб, вверх и вниз по горке, под матами, положенными на скамейки и т.д.)
- Ходить в обуви и босиком по различным поверхностям (гравий, камни, трава, песок, земля, жидкая грязь, бетон, асфальт, плитка, доски и т.д.), перелезать через бревно, ходить вверх и вниз по наклонной поверхности, ходить по лужам, залезать на большие камни, брёвна, переступать через висящую верёвку или цепь и т.д.
- Обследовать деревья и залезать на них.
- Лазать (по лестницам на детской площадке, шведской стенке, горкам, свёрнутым матам, залезать на стулья, скамьи и т.д.). Залезать наверх и спускаться вниз, перелезать через препятствия, пролезать под ними, лезть вверх и вниз по наклонной плоскости, разворачиваться и т.д.
- Качели: взрослый раскачивает ребёнка (сидя, стоя, лёжа), ребёнок раскачивается самостоятельно разными способами (отталкиваясь ногами, перенося центр тяжести, приседая и т.д.), вращение на верёвочных качелях, и т.д.
- Двое взрослых раскачивают ребёнка за руки и за ноги.
- Игра с игрушками-каталками (рис.1), передвижение с ними.
- Раскачиваться на лошадке-качалке, на балансирных качелях, качалке-пружине.
- Играть с мячом, привязанным к запястью на резинке.
- Играть с воздушным шариком, подвешенным к потолку на нитке так, чтобы он касался головы ребёнка: отбивать его, подбрасывать, ловить.
- Играть с воздушными шарами разных форм и размеров: обследовать их, подбрасывать и ловить; играть со звуком: ребёнок прикладывает воздушный шар к уху, а взрослый произносит что-нибудь или издаёт разные звуки, прижимаясь губами к шару.
- Складывать игрушки в пакет или коробку, переносить с места на место, вынимать из неё.
- Крутиться в офисном кресле.
- Играть в крупный конструктор.
- Играть с большими картонными коробками (например, из-под бытовой техники): проползать сквозь них, как через тоннель, обследовать изнутри и снаружи, высовываться в прорезанные отверстия, играть со звуком (издавать разные звуки, сидя внутри коробки, слушать звуки снаружи).
- Ходить (прямо, боком приставными шагами и т.д.) по гимнастической скамье, брусу или по доске, поднятой на низкой опоре.
- Висеть на канате.
- Кататься на роликах, трёхколёсном велосипеде, беговеле (это двухколесный велосипед без педалей) (рис 2) и т.д. Везти партнёра на тележке за верёвку.
- Выполнять простые упражнения на матах: стоя на четвереньках, поднимать руки и ноги по одной, и т.д. Перекатываться, делать «лодочку» и т.д.
- Играть с мячом: стучать мячом о землю, пинать мяч ногой, катать мяч об стену и ловить, катать и кидать мяч на звук (сбивать мишени).
- Играть в песочнице: с совком, лопаткой, ведёрком, воронкой, ситом, формочками, разными ёмкостями и т.д. Сначала ребёнку нужно показать, как играют со всеми этими вещами. Дома можно заменить песочницу контейнером с мелкими камушками или рисом.
- Игрушки: классическая юла или волчок (обследовать, вращать, слушать), пружинка-радуга (слинки) (рис.3), игрушки-попрыгунчики, игрушки для самых маленьких со звуковыми эффектами (такие, где при нажатии кнопки или повороте ручки выскакивают фигурки).
- Танцевать под музыку: делать простые шаги вправо-влево, вперёд-назад, водить хоровод и т.д.
- Прыгать на одной ножке.
- Играть с перчаточными куклами.
- Строить башни из больших кубиков (пластиковых, пенопластовых), обувных коробок, жестяных банок с крышками и т.д.
- Играть с покрышками или камерами: катать, пролезать сквозь них, ходить по лежащим покрышкам, шагать вовнутрь и наружу, запрыгивать на них, и т.д.
- Играть с водой: налить воду в большой таз или в ванну, играть с разными игрушками и материалами (губками, корабликами, резиновыми игрушками и т.д.), стирать кусочки ткани мылом, выжимать.
- Играть с водяным пистолетом: брызгать на себя, на других, попадать струёй воды в мишень (воздушный шар или что-то, что будет издавать звук при попадании), наполнять из пистолета пластиковую кружку и т.д.
- Бросать мяч или мешочек с крупой в корзину или коробку, постепенно увеличивать расстояние (30 см, полметра, и т.д.)
- Играть с обручем: пролезать сквозь него, бросать в цель.
- Играть с игрушечной тележкой или грузовиком: складывать в неё игрушки, выгружать, возить за верёвочку, толкать, если игрушка достаточно большая и прочная - кататься в ней.
- Сминать газетный лист в мячик.
- Использовать различное спортивное оборудование, приспособления для лазания и т.д., чтобы прочувствовать в движении понятия вверх, вниз, вперёд, назад, в сторону, налево, направо, вокруг, через, сквозь, под, над, спереди, позади, между, внутри, снаружи и т.д.
- Играть в прятки с предметами: ползать по полу и искать спрятанные игрушки.
- Обследовать (трогать, нюхать, мять и т.д.) материалы разной текстуры: пластилин, глину, пену для бритья, взбитые сливки, солёное тесто, «жвачку для рук» и т.д.
- Пользоваться гелем для душа, молочком для тела и т.д.
- Пускать мыльные пузыри.
- Узнавать наощупь разные продукты питания.
- Узнавать по запаху разные продукты питания.
Рис.1 Игрушки-каталки
Рис.2 Беговел
Рис.3 Пружинка-радуга (слинки)