Большая часть игрушек, книжек и других материалов для маленьких детей рассчитана на то, что их будут разглядывать. Это значит, что многие из них нужно будет адаптировать для того, чтобы незрячему или слабовидящему малышу тоже было интересно с ними играть.
Что значит адаптировать? Если у ребёнка есть остаток зрения, то можно изменить внешний вид игрушек, сделав их более яркими и контрастными. Для незрячих детей игрушки можно сделать более интересными на ощупь.
Но для всех детей будет полезно играть с настоящими, а не игрушечными, предметами.
В зависимости от того, какой остаток зрения есть у ребёнка, можно:
- Выбирать для него игрушки ярких цветов, особенно для детей со кортикальными зрительными нарушениями (т.е. вследствие повреждения головного мозга) - они могут особенно предпочитать красный и жёлтый цвета
- Текст и картинки из детских книжек и плакатов можно увеличивать на ксероксе или рассматривать вместе с ребёнком при помощи лупы.
- Чтобы игрушки были заметнее для ребёнка с небольшим остатком зрения, класть их на контрастный фон. Например, ярко-синюю игрушку можно положить на белый или жёлтый фон. Лучше приобрести для этой цели набор декоративной пенки для поделок - листы пенки недорогие, яркие и легко моются.
- Приклеивать к игрушкам блестящий, флуоресцентный или полосатый скотч.
- Подсвечивать игрушку фонариком, чтобы привлечь к ней внимание малыша.
Вот несколько других идей:
Когда вы знакомите ребёнка с новыми для него вещами и понятиями, используйте настоящие, а не игрушечные, объекты. Например, 10-сантиметровая пластиковая ёлочка не поможет сформировать у ребёнка представление о настоящем дереве. Необходимо дать ему возможность близко рассмотреть предмет, потрогать его. Например, пока ребёнок обследует новый объект, постарайтесь как можно точнее описать его словами, проговаривая все важные отличительные признаки: «Посмотри, какая тыква. Она большая, круглая и твёрдая. Тыква оранжевого цвета. Потрогай, какая она ребристая».
Когда вы выбираете игрушки для ребёнка с нарушениями зрения, обращайте внимание не только на их внешний вид, но и на тактильные качества (форму, размер, текстуру поверхности). Предпочтительны не просто яркие, но и приятные и разнообразные на ощупь игрушки. То же самое относится и к вещам, которыми ребёнок будет пользоваться каждый день - дверным ручкам, посуде и т.д.
Лучше покупать такие игрушки, у которых есть движущиеся части. Например, если это машинка, то такая, у которой крутятся колёса, открываются двери, капот и багажник. Это будет стимулировать ребёнка исследовать предметы и взаимодействовать с ними.