Шесть советов от Деборы Кент
«Я никогда не видела цвет, поэтому я не думаю, что понимаю, что это такое. Но при этом я знаю, какого цвета многие вещи: вороны чёрные, листья на деревьях зелёные, а волосы у людей бывают светлые, коричневые, чёрные, седые - а покрасить их можно в любой цвет, который вам больше нравится.
Я также знаю, что цвета в культуре часто символизируют что-то и используются в переносном смысле, например: «он позеленел от зависти», «видеть всё в чёрном цвете».
Вот шесть способов начать разговор о цвете с вашим незрячим ребёнком.
1. Не бойтесь говорить о цветах.
Это не расстроит вашего ребёнка. Возможно, это вам будет поначалу трудно или неловко. Если ваш ребёнок никогда не видел цветов, он не будет переживать, что ему чего-то не хватает - зато ему наверняка будет любопытно. Поощряйте его любознательность!
2. Упоминайте цвет в повседневных разговорах.
Помогите ребёнку понять, что цвет - это важный признак практически любого предмета или вещества в окружающем его мире. Говорите так: «Вот тебе вкусное красное яблоко» или «Надевай свои красивые зелёные варежки». Когда воспитатель спросит: «Какая твоя куртка?», ваш ребёнок сможет ответить: «Моя - синяя!»
3. Цвет - это тоже информация.
«Каждый охотник желает знать…» Даже если незрячий с рождения ребёнок и не может понять, что такое цвет, он всё равно может выучить, какого цвета бывают различные предметы. Но не переборщите - ребёнку не обязательно запоминать, какого цвета каждая его игрушка.
4. Ассоциируйте цвета с эмоциями и ощущениями.
Вы поможете своему ребёнку лучше понять цвета, если соотнесёте их с другими ощущениями. Например, красный цвет можно описать как горячий и громкий; белый - гладкий и тихий; чёрный - полированный; синий - похожий на плеск волны. Один незрячий однажды написал так: жёлтый цвет - маслянистый и насыщенный, как будто солнце греет лицо.
5. О тонкостях позже.
Их можно будет объяснить, когда ребёнок станет немного постарше. Яблоки бывают и зелёные, а не только красные; небо бывает и голубым, и серым, в зависимости от погоды; вода в стакане бесцветная (прозрачная), но море выглядит синим.
6. Объясните, что одни цвета хорошо сочетаются друг с другом, а другие - нет.
Помогите ребёнку сочетать одежду по цвету, и рассказывайте, какая вещь какого цвета. Позже это знание для него станет важным, когда он сам будет выбирать и покупать себе одежду.