Навязчивые движения: что это такое?

Родители детей с нарушениями зрения знают, что иногда те ведут себя странно с точки зрения окружающих. Для того, чтобы описать такое поведение, есть несколько разных терминов, которые означают примерно одно и то же: «стереотипное поведение» (или  «стереотипии») , «аутостимуляция», «самостимулирующие движения», а проще говоря, - навязчивые движения.

Нам важно понять, почему ребёнок ведёт себя так и что с этим делать.

Такие проявления могут различаться у разных детей, но обычно включают такие проявления:

  • Ребёнок надавливает на глаза - некоторые незрячие дети давят себе на глаза или постоянно сильно трут их руками. Прежде чем начать отучать ребёнка от этого, убедитесь, что он трогает глаза не из-за того, что они у него болят. Сначала проконсультируйтесь с врачом - не может ли за этим поведением стоять какая-то медицинская причина?
  • Ребёнок размахивает, хлопает или вертит руками - некоторые дети размахивают руками от радости или общего возбуждения, и перестают это делать, когда успокаиваются. Но часто незрячие дети делают так безо всякой видимой причины.
  • Ребёнок раскачивается - ребёнок может качаться вперёд-назад или из стороны в сторону, когда сидит или стоит. Некоторые дети раскачиваются сильнее, когда радуются или волнуются.
  • Ребёнок подолгу смотрит на яркий свет - у некоторых детей яркий свет стимулирует остаток зрения. Иногда им нравится смотреть на лампу или ярко освещённое окно, многие дети при этом машут руками или держат пальцы у себя перед глазами, чтобы свет и тень образовывали узоры.
  • Ребёнок трясёт головой - ребёнок может трясти или мотать головой из стороны в сторону, как будто бы говорит «нет». Некоторые незрячие младенцы делают так, когда лежат на спине.

Почему ребёнок так себя ведёт?

Нет единой теории о том, почему у незрячих детей возникают навязчивые движения. Некоторые из них встречаются не только у незрячих, но и у детей с другими диагнозами. По одной из версий, это происходит оттого, что ребёнок не получает столько же информации из окружающего мира, сколько зрячий, и поэтому старается стимулировать себя сам.

Ещё одна теория - незрячие дети меньше играют с игрушками и общаются, чем зрячие,  поэтому у них чаще входят в привычку те движения, которые время от времени возникают у всех младенцев. Как только привычка закрепилась, от неё становится очень трудно избавиться или отвлечь ребёнка на что-то другое. Тем не менее, необходимо учить незрячего малыша более приемлемым в обществе способам проявления восторга или скуки.

Как можно отучить ребёнка от повторяющихся движений?

  1. У большинства людей есть какие-то навязчивые движения, которые мы совершаем, не задумываясь - кто-то трясёт коленом, когда сидит, кто-то хрустит костяшками пальцев, кто-то накручивает волосы на палец или щёлкает авторучкой. Это обычно происходит, когда нам скучно, когда мы нервничаем или волнуемся. Часто мы даже не замечаем этих движений, и окружающие тоже не обращают на них внимания, потому что они воспринимаются как нормальные, «социально приемлемые». Но те навязчивые движения, которые совершают незрячие дети, выглядят необычно и иногда даже пугающе для большинства окружающих. Возможно, стоит попробовать заменить одно привычное движение на другое, более приемлемое в обществе.
  2. Маленьким детям нужно получать удовольствие от физической активности. Ещё один способ отучить ребёнка от навязчивых движений - помочь ему найти увлекательные, но приемлемые занятия.  Например, когда вы учите его играть с игрушками, это даёт ему хороший повод задействовать всё тело, а особенно руки, для игры и исследования новых объектов. Если он занят интересной, требующей физической активности игрой, то вряд ли станет трясти головой или давить себе на глаза. Переключение внимания ребёнка с повторяющихся стереотипных движений на другие, более интересные и разнообразные, действия, например, подвижные игры, может помочь отучить его от неприятных привычек. Необязательно использовать только игрушки. С незрячим малышом можно спеть песенку, можно пощекотать его или поиграть в ладушки, «сороку-ворону», и т.д.
  3. Постарайтесь не ругать ребёнка, если вы видите, что он опять раскачивается или совершает другие стереотипные действия. Он быстро поймёт, что таким образом может получить ваше внимание, пусть и негативное. Вместо этого постарайтесь переключить его внимание и занять его чем-то другим.
  4. Не забывайте похвалить ребёнка, когда он, например, спокойно ждёт своей очереди покататься на пони в зоопарке и при этом не раскачивается и не давит на глаза. Обнимите его и скажите, как вы рады, что он умеет так замечательно себя вести. Это хороший способ закрепить нужное поведение.
  5. Когда ваш ребёнок начинает интересоваться общением с другими детьми, расскажите ему, что у них нет таких привычек, от которых вы хотите его отучить. Объясните ему, как окружающие реагируют на его поведение: «Здесь в песочнице играет маленькая девочка. Она тебя боится, потому что ты всё время машешь руками. Если ты будешь вести себя спокойно, она может подойти и поиграть с тобой».
  6. И ГЛАВНОЕ!!!  Попросите членов семьи и друзей не поощрять и не игнорировать навязчивые движения ребёнка. От этого ему будет только труднее избавиться от этих привычек. В то же самое время объясните, что не нужно постоянно ругать и дразнить ребёнка.  Вместо этого они могли бы помочь отвлечь его от стереотипных действий - поиграть с ним, занять чем-то интересным.

Видеть человека

Последние материалы

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…

Читающая машина «Книголюб компакт»

19
Читающая машина «Книголюб компакт» позволяет слушать любой плоскопечатный материал с помощью…

Стационарное увеличивающее устройство (видеоувеличитель)

18
Видеоувеличитель позволяет слабовидящим пользователям просматривать увеличенное изображение текста…

Таймер кухонный

17
Данный настольный таймер специально разработан для слабовидящих и незрячих людей. Он предназначен…

Речевые программы

16
Программа чтения экрана позволяет компьютеру «говорить». Она произносит текст, который находится на…

Как адаптировать игрушки для незрячего или слабовидящего ребёнка

36
Большая часть игрушек, книжек и других материалов для маленьких детей рассчитана на то, что их…

Помогаем расширить круг общения

9
Один из способов расширить круг общения вашего ребёнка и помочь ему познакомиться с другими детьми…

Версия для слабовидящих

.