Незрячий ребёнок часть семьи и мира. Повседневные дела

27Отрывок из статьи Барбары Пирс, члена Совета директоров Федерации слепых штата Огайо, специалиста по формированию социальных и бытовых навыков. Незрячая.

Повседневные дела

Меня каждый раз неприятно поражает, когда я слышу о незрячих детях школьного возраста, которые не умеют сами застёгивать куртку, завязывать шнурки или застёгивать пуговицы. Я знаю некоторых незрячих подростков, которые не в состоянии надеть серьги, вымыть голову или сделать себе причёску. Но проблема гораздо шире, чем вопросы личной гигиены и ухода за собой. Многие незрячие дети понятия не имеют, как убрать кровать, почистить обувь, налить себе стакан молока или открыть дверь ключом. Один мой знакомый тифлопедагог называет это «синдром волшебной феи». Незрячий ребёнок, которому всё приносят и дают в готовом виде, убеждён, что так оно и должно быть, что всё происходит само по себе, как по волшебству.

Конечно, в ближайшей перспективе сделать всё за незрячего ребёнка выходит гораздо быстрее и удобнее для родителей. Но незрячие люди в подавляющем большинстве случаев учатся гораздо лучше, если делают всё сами. Когда вы думаете о том, как лучше помочь незрячему ребёнку научиться что-то делать, сначала попробуйте сделать это сами с закрытыми глазами. Обратите особое внимание на то, какие признаки предмета лучше всего узнаются наощупь. Это даст вам общее представление о том, как лучше объяснить ребёнку, как это делается. Вы также можете поговорить с компетентным незрячим взрослым и посоветоваться, с чего лучше начать. Чем больше разнообразного опыта вы получите, решая такие задачи, тем проще вам будет с каждым следующим разом.

Ещё я хотела бы сказать здесь о том, что необходимо учить незрячих детей убирать за собой беспорядок любого происхождения - разбросанные по полу игрушки, грязную одежду или пролитое молоко. Один из основополагающих моментов слепоты - это то, что аккуратность и организованность делают нашу жизнь гораздо проще и приятнее. Мы учимся запоминать, где лежат разные вещи, и класть их на место только тогда, когда нам надоедает сражаться с последствиями беспорядка. Некоторые люди от природы более организованны. Те же, кто склонен к беспорядку, в перспективе будут благодарны своим родителям, которые в детстве не позволяли им лениться и просто ждать, пока их оденут, покормят и приберут за ними.

Последний совет - для родителей тех детей, у которых есть остаточное зрение. Ваш ребёнок чаще всего будет предпочитать учиться чему-то новому, контролируя процесс с помощью зрения. Им можно позволять наклоняться и смотреть до тех пор, пока это безопасно. Нельзя, чтобы слабовидящий ребёнок орудовал ножницами у самых глаз или зажигал свечи, низко наклоняясь над ними и рискуя опалить себе волосы. Возможно, поначалу можно учить его завязывать шнурки, ставя ботинок на стол под яркую лампу. Но как только ботинки окажутся на ногах, ребёнок уже не сможет задрать ногу достаточно высоко, чтобы контролировать себя при помощи зрения - а если и сможет, то другие дети будут смотреть на него странно.

Незрячие дети не могут и не должны жить в социальном вакууме. Важно, чтобы они с самого начала учились устанавливать контакт с другими людьми, особенно со зрячими своего возраста, и играть полноценную роль в семье. Нельзя обязывать братьев и сестёр нянчиться с незрячим или оберегать его от последствий его собственных неправильных действий. В то же самое время необходимо строго запрещать любые оскорбления, обзывательства и использование слепоты брата или сестры в своих интересах.

В семье, где есть незрячий ребёнок, важнейшей задачей будет включать его во всё, что происходит. Когда папа устраивает на полу кучу-малу со зрячими детьми, он должен и незрячего ребёнка позвать присоединиться к общему веселью. Когда все остальные играют на шведской стенке или на детской площадке, незрячий ребёнок должен точно так же подтягиваться, лазать и бегать. Слепота сама по себе не вызывает слабости рук и ног. Множество незрячих детей нуждается в разработке мышц именно потому, что им не разрешают играть в подвижные игры, в которых вся необходимая тренировка происходит естественным путём.

Когда ваши дети достаточно подрастут для того, чтобы выполнять обязанности по дому, у незрячего ребёнка тоже обязательно должен быть свой список домашних дел, причём не только лёгких и приятных. Ничто не способно испортить отношения между братьями и сёстрами быстрее, чем несправедливая ситуация, в которой им всегда приходится уступать свою очередь, какое-то преимущество или более лёгкое и приятное занятие незрячему. Проще говоря, незрячий ребёнок не должен оказываться ни «Золушкой», которую никогда не приглашают участвовать в семейном досуге, ни «злой сестрой», которую постоянно берегут, балуют и дают несправедливые преимущества.

Помогите своему незрячему ребёнку стать таким же, как все, - равным. Иногда всё будет именно так, как ему хочется, но иногда ему придётся по нескольку раз переделывать работу, которую он сделал спустя рукава. Для этого требуется большая мудрость и огромное терпение, но в конечном итоге всё это принесёт неоценимую пользу и вам, и вашему ребёнку.

Видеть человека

Версия для слабовидящих

.

Последние материалы

Вкусная жизнь

Жить вкусно — это ощущать уверенность в своих силах! Жить вкусно — это знать, чего ты хочешь и как…

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…