О страхе

9Все мы чего- то боимся, прежде всего - неизвестного. И этот страх вполне нормальное явление.

А теперь представьте себе, сколько такого нового и неизведанного встречает на своем пути ваш незрячий ребенок. Его страх может быть вызван всем тем, что ему незнакомо и что он не может узнать: звук, предмет, животное, природное явление.

Страх может вызывать все неожиданное и непонятное: неожиданный громкий звук (удар, хлопок), неизвестный монотонно повторяющийся механический звук, неожиданное движение чего-либо с непривычным звуком, неизвестный предмет, неожиданно попавший в руки с незнакомой или малоприятной для осязания фактурой, и т.д.

Поэтому, чтобы таких страхов не возникало, к восприятию нового незрячего ребенка нужно готовить.

Вот несколько советов:

  • общаясь с ребенком, избегайте громких звуков, которые могут испугать ребенка;
  • не стоит громко греметь погремушкой, стучать ложечкой по чашке, даже просто громко разговаривать и смеяться, нельзя производить неожиданные, резкие звуки;
  • все звуки, которые окружают малыша, необходимо объяснять;
  • ребенка нужно готовить к любым нововведениям.  Например, знакомя с домашними животными (кошка, собака), стоит сначала рассказать об этом животном, затем почитать какие-либо маленькие интересные истории и стишки о нем, выучить и вместе спеть о нем песенку. Следует познакомить ребенка с тем, где обычно живет и чем питается это животное. Рассказать о его привычках: что он любит есть и делать. Затем пусть ребенок послушает, как ест, как он двигается (ходит, летает). В следующий раз надо вместе с ребенком покормить домашнего питомца и т.д. И обязательно объяснить правила общения с этим животным.
  • при знакомстве с окружающим обращайте внимание ребенка на то, живой или неживой, большой или маленький, мягкий или твердый этот предмет и т.д. Расскажите, из чего он сделан и для чего предназначен. Если это игрушка, объясните, как с ней можно играть, издает ли она звуки, может ли она двигаться, как ей можно управлять и т.д. Потом помогите ребенку дотронуться до игрушки вместе с вами (используйте прием «рука в руке»), возьмите ее в руки и вместе заведите или включите игрушку. Пусть ребенок сам управляет игрушкой некоторое время.
  • при посещении нового места (поликлиника, больница, аптека, детский сад) заранее рассказажите об этом месте, познакомьте малыша с тем, что будет там происходить.  Хорошо, если дома вы поиграете с ребенком в больницу, садик, школу. Играя в больницу, заранее проговорите неприятные моменты: предложите ребенку вместе с куклами побыть пациентом, говоря, что будете делать укол, расскажите, что будет больно, но недолго. От страха перед болью, конечно, это не избавит, но приучит ребенка, что боль – это временно, она пройдет.
  • не заставляйте ребенка прикасаться к предмету, которого он испугался - это не поможет ему справится со страхом. Наоборот, может появится негативное воспоминание о знакомстве с чем-то новым,  и в дальнейшем ребенок не захочет интересоваться чем-либо.
  • очень важно, создавая вокруг ребенка безопасное пространство, не переусердствовать и оставить место для самостоятельной деятельности ребенка. Ваш малыш должен иметь возможность свободно перемещаться в пространстве, не бояться упасть, ударится и, если это произошло, относиться к неудаче как временному, проходящему явлению.
  • не акцентируйте внимание ребенка на том, что он может замараться, ударится. Очень часто дети, придя в школу, не хотят работать с пластилином, рисовать пальчиками из-за страха испачкаться. Важно вместе с ребенком заниматься лепкой, рисованием, объясняя, что не страшно испачкаться, гораздо интереснее посмотреть, потрогать все руками. Рядом должны быть влажные салфетки, чтобы ребенок мог быстро избавиться от грязи - вытереть руки.

Уделяйте время своему ребенку: объясняйте, рассказывайте, описывайте все происходящее вокруг - ведь незрячий ребенок не может ничего делать по подражанию. Ему нужно все объяснять и показывать, прежде чем требовать от него самостоятельных действий.

Видеть человека

Последние материалы

Электронный таймер со звуковой индикацией

23
Прибор является техническим средством реабилитации для слепых и выполняет функцию электронного…

Электронный определитель цвета и света

22
Такое небольшое карманное устройство позволяет незрячему человеку определить цвет предмета, его…

Электронная брайлевская пишущая машинка

21
Существуют электронные брайлевские пишущие машинки. У них такая же клавиатура, как и у…

Щипцы для разбивания яиц

20
Щипцы для разбивания яиц - универсальный кухонный прибор, который позволяет разбить яйцо, отделить…

Читающая машина «Книголюб компакт»

19
Читающая машина «Книголюб компакт» позволяет слушать любой плоскопечатный материал с помощью…

Стационарное увеличивающее устройство (видеоувеличитель)

18
Видеоувеличитель позволяет слабовидящим пользователям просматривать увеличенное изображение текста…

Таймер кухонный

17
Данный настольный таймер специально разработан для слабовидящих и незрячих людей. Он предназначен…

Речевые программы

16
Программа чтения экрана позволяет компьютеру «говорить». Она произносит текст, который находится на…

Как адаптировать игрушки для незрячего или слабовидящего ребёнка

36
Большая часть игрушек, книжек и других материалов для маленьких детей рассчитана на то, что их…

Помогаем расширить круг общения

9
Один из способов расширить круг общения вашего ребёнка и помочь ему познакомиться с другими детьми…

Версия для слабовидящих

.