Если ваш ребёнок незрячий или слабовидящий, то ту же информацию, которую зрячие дети получают с помощью зрения, он получает при помощи рук. Ему может быть непонятно, как устроена вещь, пока он её не потрогает. Осязание, слух и обоняние - важные источники информации для вашего ребёнка. Чтобы помочь ему узнать больше о мире вокруг него и о вещах, которые находятся рядом, старайтесь включать все чувства вашего ребёнка, когда вы играете с ним, занимаетесь, объясняете что-то или просто каждый день проводите время вместе. Ребёнок может многому научиться, делая что-то руками: пользуясь мерной ложечкой, чтобы насыпать нужное количество соды в тесто для печенья, проталкивая пуговицы в петли, когда одевается, или ровно выставляя лезвия ножниц, чтобы разрезать бумагу. Когда вы хотите показать малышу, как выполнять такие задания, используйте приём рука-в-руке/рука-на-руке.
Когда вы используете этот приём, лучше встать за спиной у ребёнка, чтобы ваши руки двигались в одном и том же направлении. Если ваш ребёнок ещё совсем маленький, вы можете посадить его к себе на колени. Если он более старшего возраста, можно сесть позади него или рядом.
Перед тем, как показывать ребёнку какое-то действие, попробуйте проделать его сами с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, какие шаги вы выполняете и в каком порядке. Подумайте, на что надо обратить внимание ребёнка (например, на то, что петли для пуговиц обычно расположены у самого края блузки или рубашки).
Большинству детей необходимо показать новое действие несколько раз, прежде чем они поймут, как оно выполняется. Так как ваш ребёнок может с трудом видеть вас или не видеть совсем, приём рука-в-руке/рука-на-руке может быть единственным способом что-то ему показать. Будьте терпеливы - если нужно, объясняйте несколько раз подряд и давайте ребёнку больше возможностей пробовать самому.
Некоторые дети не хотят знакомиться с новыми занятиями и действиями. Они убирают руки и отказываются что-либо трогать. Если ваш ребёнок так делает, уважайте его мнение. Однако, если вы не будете поощрять его попробовать что-то новое, он не сможет расширить своё представление о мире и развить интерес к окружающему. В этом случае поговорите с воспитателем и дефектологом, которые работают с вашим ребёнком, о том, как можно помочь малышу не бояться пробовать новое. Вероятно, вы решите любя, но твёрдо стимулировать его интерес при помощи приёма рука-в-руке/рука-на-руке.
Вариант 1: рука-на-руке
Вы выполняете действие, а руки ребёнка лежат поверх ваших. Так он может чувствовать ваши движения. Если действие для малыша незнакомо и он боится попробовать сам, он будет чувствовать себя увереннее, если будет касаться ваших рук, а не какой-то незнакомой штуки.
Та как его ладони лежат на ваших руках, ему проще сосредоточиться на ваших движениях. Ему будет комфортно и он будет ощущать больший контроль над ситуацией, потому что сможет в любой момент убрать руки, если захочет.
Когда вы показываете новое действие, обязательно подробно проговаривайте всё то, что вы делаете.
Вариант 2: рука-в-руке
Когда вы хотите помочь ребёнку что-то сделать самостоятельно, то положите свои руки поверх его рук. Ребёнок касается предмета, а ваши руки направляют его действия. Как только вы увидите, что у него начало немного получаться, вы можете ослабить свой контроль и уменьшить поддержку, или полностью убрав руки, или переместив их на уровень запястий или предплечий ребёнка. Так он будет ощущать, что вы рядом и готовы оказать помощь, если понадобится.