Если незрячий ребёнок умеет сравнивать предметы, устанавливать, чем они похожи, а чем различаются, ему будет проще осмысливать окружающий мир. Это упражнение поможет развить навыки классификации, речь и мышление ребёнка, научиться находить сходство и различие.
Что нужно:
Можно обойтись без какой-то специальной подготовки, но будет гораздо лучше, если вы подберёте настоящие предметы для сравнения.
Что делать:
Назовите два предмета и попросите ребёнка сравнить их. Чем они похожи, а чем различаются? Например, сравнивая корову и собаку, ребёнок может сказать:
Чем они похожи?
- Тем, что это звери.
- Тем, что это домашние животные.
- Тем, что у них по 4 ноги.
- и т.д.
Чем они различаются?
- Собака гораздо меньше коровы.
- Корова даёт человеку молоко, а собака нет.
- Они издают разные звуки.
- Собаку можно держать дома, а корову нет.
- и т.д.
Примеры пар для сравнения:
- Молоко и чай
- Шапка и варежки
- Настенные и наручные часы
- Поезд и самолёт
- Вилка и ложка
- Ванна и раковина
- Чашка и стакан
- Лошадь и овца
- Кит и золотая рыбка
- Кроссовки и ботинки
- Полотенце и ковёр
- Ручка и карандаш
- Тюльпан и ромашка
- и т.д.
Помогите ребёнку найти как можно больше оснований для сравнения. Следите за правильностью его речи.
Варианты:
Используйте настоящие предметы для того, чтобы незрячий ребёнок мог сначала обследовать их, а потом сравнивать. Например, дайте ему рассмотреть и сравнить панаму и вязаную шапку.
В течение дня обсуждайте, чем похожи и различаются разные вещи, например: «Посмотри, на тебе сегодня брюки и на папе тоже. И твои, и папины брюки длинные и с карманами. Но папины сшиты из шерсти, а твои - из вельвета. У папы брюки застёгиваются на молнию, а у твоих есть резинка».