Научить незрячего ребенка дошкольного возраста дружить - это действительно основная задача. В это время дети впервые начинают исследовать отношения. Они учатся взаимодействовать и находят себе друзей. Это необычайно важные умения: они необходимы для того, чтобы наши дети были счастливы в дальнейшей жизни. Мы, взрослые, должны помогать дошкольникам с нарушениями зрения учиться строить отношения со сверстниками.
Когда вы понаблюдаете за детьми с нарушениями зрения, то увидите, что объективно существуют препятствия к развитию у них социальных навыков. Эти препятствия особенно заметны во время свободной игры, когда ребёнок сам выбирает, с кем и во что ему играть. Если вы посмотрите на распорядок дня в детском саду, то вы увидите, как много времени отводится на свободную игру. Здесь возникают определённые проблемы - детям с нарушениями зрения трудно принимать участие в играх сверстников. Почему так происходит? Чему в результате учатся наши дети? Что они делают?
Во-первых, самое большое препятствие - это отсутствие мотивации к общению. Дети с нарушениями зрения чаще всего просто ходят по комнате, играют сами по себе или совершают навязчивые стереотипные движения. У них нет мотивации общаться с другими детьми или даже играть в игрушки.
Второе препятствие - это недостаточное проявление инициативы в общении. Дети с нарушениями зрения очень редко первыми подходят к сверстникам и проявляют инициативу, а когда всё же подходят и начинают общаться, то часто их поведение не соответствует принятым нормам. Поэтому с ними не хотят играть другие дети. К тому же слепые и слабовидящие дошкольники чаще всего не реагируют на сверстников, когда те пытаются завязать с ними контакт. Так что наши дети не только мало инициативны сами, но и не реагируют на инициативу других.
Третье препятствие - это построение взаимоотношений. Причина в том, что незрячий или слабовидящий ребенок часто не может включаться в совместную деятельность и поддерживать игру. Это очень важное умение, потому что умение играть вместе с другими детьми ведёт к более высоким уровням взаимодействия. И если ребенок не включаются в совместную деятельность и игры с другими детьми, то он упускает возможность развивать любопытство и обучаться новому через игру.
Чтобы участвовать в совместной игре, дети должны уметь принимать правила и следовать им. Если ребёнок нарушает правила, с ним не станут играть. Дети найдут себе другую компанию или перейдут на новое место. Правила совместных ролевых игр негласны, они не проговариваются вслух и постоянно развиваются согласно сценарию игры. Поэтому детям с нарушениями зрения трудно им следовать.