1. Готов ли ваш ребёнок передвигаться с тростью?
Для начала обучения необходимо, чтобы он мог:
- крепко держать трость (непринципиально, каким образом)
- ходить самостоятельно, хорошо держа при этом равновесие (не размахивать руками и не поднимать их для лучшего баланса)
- пользоваться поддержкой другого человека или опираться на какой-либо предмет при ходьбе (например, игрушку-каталку)
Если ваш ребёнок всё это умеет, но ещё не разговаривает — это не помешает ему научиться ходить с тростью. Просто учить его специалист будет не только с помощью объяснений, а и при помощи касаний, физических подсказок. Даже если малыш пока не может понять большую часть словесных объяснений, это не значит, что он не сможет освоить технику передвижения с тростью. Многие команды, например, «держи трость наконечником вниз» можно давать и невербально, т.е. без слов.
2. Какие правила безопасности нужно соблюдать?
- Наконечник трости всегда должен быть внизу. Нельзя размахивать тростью.
- Трость всегда должна находиться впереди ребенка при ходьбе, нельзя волочить её за собой.
- Прежде чем разложить складную трость – ребенка нужно научить предупреждать окружающих об этом.
3. С чего начать обучение детей дошкольного возраста?
1) Познакомить ребёнка с тростью
Нужно дать ребёнку достаточно времени, чтобы он мог внимательно обследовать трость. Если малыш уже достаточно хорошо говорит, можно рассказать ему, как называются отдельные её части: ручка, ствол, наконечник. Можно придумать свой стишок или даже песенку о частях трости.
Если ребёнку пока сложно освоить эти названия, пусть он самостоятельно или с помощью инструктора ощупает и, если возможно, рассмотрит трость и различные её части, не называя их. Весь инструмент целиком можно называть «детская трость».
2) Научить правильно держать трость при передвижении с сопровождающим.
Чтобы трость не мешала при ходьбе с сопровождающим, можно научить держать её, зажав под мышкой, или вертикально вдоль тела. В этом случае можно попробовать научить ребёнка сначала класть изгиб рукояти на плечо в качестве отправной точки. Этот простой навык можно начинать применять сразу же — например, на прогулке.
3) Научить основным назначениям трости
Ребёнку нужно объяснить, что у трости есть несколько важных ролей. Она может защитить от неожиданного столкновения с предметами, помочь не спотыкаться (роль буфера), с её помощью можно найти какие-то важные ориентиры, понять, где начинаются и заканчиваются ступеньки, вверх или вниз по склону идёт тропинка, где расположены её края и т.д. (роль детектора).
4) Обучить ребёнка основным техникам: диагональ, постоянный контакт, касания.
Обучить основным приёмам и техникам ходьбы с тростью может квалифицированный специалист по ориентировке. Но очень важно включить эти новые умения в повседневную жизнь малыша — чем раньше это произойдёт и чем чаще он будет пользоваться тростью на прогулке или по дороге в детский сад, тем большую пользу это ему принесёт. Ребёнок должен чувствовать, что трость — это полезный и нужный в его жизни инструмент.
Вот пример того, как может ходить с тростью незрячий ребёнок младшего дошкольного возраста (2 года 4 месяца):