К трём годам большинство детей уже должны самостоятельно надевать штанишки на резинке, свитера и футболки. У некоторых детей не хватает развития навыков мелкой моторики, чтобы застёгивать молнии, кнопки и пуговицы и завязать шнурки.
Родителям нужно запастись терпением для того, чтобы научить малышей всему необходимому. Обычно дети учатся одеваться самостоятельно, в том числе и наблюдая за другими членами семьи. Но это недоступно слепым и слабовидящим ребятам, поэтому им требуются подробные объяснения, много практики и обязательно пошаговый подход.
Вот несколько советов, которым вы можете последовать:
Молнии, пуговицы, кнопки, шнурки
-
Пуговицы, кнопки и молнии большого размера удобнее для маленьких пальчиков.
-
Когда вы покупаете одежду для малыша, старайтесь, чтобы на ней не было чересчур много застёжек. Так он, с одной стороны, будет практиковаться в застёгивании-расстёгивании пуговиц или кнопок, а с другой – не устанет от их количества.
-
Когда вы учите малыша застёгивать молнию, используйте метод показа «рука в руке». Может уйти несколько месяцев на то, чтобы у него стало хорошо получаться выравнивать половинки молнии и плавно тянуть за бегунок.
-
Прикрепите к бегунку кольцо от ключей или другой достаточно крупный предмет, чтобы ребёнку было удобнее управляться с молнией.
-
Тренируйте навыки одевания как часть обычной повседневной рутины, например, пусть ребенок одевается сам после того, как проснулся, или надевает куртку, чтобы выйти на улицу поиграть.
-
В то же время стоит подобрать игрушки для развития мелкой моторики и тренировки нужных движений. Это будет очень полезно, особенно тогда, когда у вашего малыша появилось желание одеваться самостоятельно. Хорошо иметь кукол, которых можно переодевать - в игре ребёнок получит возможность потренироваться, хотя, если застёжки на кукольной одежде слишком малы, у него может не получиться застегнуть их все самостоятельно. Бывают специальные игрушки для обучения навыкам одевания, например, куклы, одежда у которых застёгивается на разнообразные крупные застёжки.
-
Многие дети учатся завязывать шнурки только к детскому саду или даже позже. Ваш дошкольник может быть ещё не готов сам завязывать шнурки, но если он уже проявляет к этому интерес, обязательно попробуйте научить его. Самый простой способ – завязывать шнурки «бантиком»: сначала завязываем простой узелок, потом делаем петельку из каждого шнурка, перекрещиваем петельки и снова завязываем узелок.
Надеваем одежду
-
Научите ребёнка различать верх и низ, перед и зад у разных предметов одежды, определять лицевую сторону и изнанку. Покажите ему, что может служить подсказками – например, ярлычок на воротнике с изнаночной стороны, пуговицы спереди на рубашке или швы на изнанке.
-
Для начала выберите какой-нибудь один предмет одежды, например, футболку. Как только ребёнок научится правильно брать футболку и надевать её через голову, двигайтесь дальше. Пусть теперь он не только надевает футболку, но и проверяет сам, где перед и зад у штанишек, колготок и т.д.
-
Процесс одевания состоит из множества шагов, поэтому не ждите, что малыш научится всему сразу. Мысленно определите для себя эти шаги и сначала научите ребёнка только одному из них. Например, при надевании штанов начните с того, что он будет выполнять только последний шаг – натягивать их после того, как вы проденете его ступни в штанины. Как только малыш освоится, пусть попробует сам попадать ногами в штанины, и, наконец, сам научится брать свои штанишки и правильно определять перед и зад. Если вы будете учить его именно в таком порядке, «от конца к началу», то ребёнок каждый раз будет получать ощущение самостоятельно выполненной задачи (как здесь – радоваться, что надел штанишки сам).
-
Помогите ребёнку самому отвечать за то, чтобы находить и выбирать себе одежду на каждый день.
-
Продумайте систему организации хранения одежды так, чтобы вам и вашему малышу было легко находить, где что лежит в шкафу.
-
Имеет смысл покупать незрячему ребёнку штаны, юбки, футболки и другую одежду таких цветов, которые хорошо сочетаются друг с другом, чтобы он мог спокойно надевать их в любой комбинации.