Отрывок из статьи Барбары Пирс, члена Совета директоров Федерации слепых штата Огайо, специалиста по формированию социальных и бытовых навыков. Незрячая.
Когда в семье появляется незрячий ребёнок, - рождается ли он таким, теряет ли зрение в результате болезни или несчастного случая, или родители усыновляют ребёнка с нарушением зрения, - им приходится решать проблему: как дать ему ту же информацию и опыт, которые зрячие дети получают естественным образом, через наблюдение. Это кажется очевидным, но иногда бывает трудно понять: странности в поведении ребёнка связаны с его диагнозом или с простым недостатком информации? Непросто бывает и придумать способ, как заполнить эти пробелы.
Все, кто когда-либо воспитывал детей, понимают, насколько родительство - это огромный и непростой труд. И когда в их жизни появляются специалисты, которые помогают семьям работать с незрячим ребёнком, неудивительно, что многие родители рады переложить свою личную ответственность за прогресс и успехи своего ребёнка на них. В конце концов, родители ничего не знают о слепоте, и когда появляется профессионал в этой области, они предполагают, что все заботы теперь - его работа.
Едва ли кто-то из профессиональных тифлопедагогов разделяет уверенность в том, что теперь вся ответственность за развитие и воспитание слепого ребёнка лежит на них. В конце концов, родители проводят гораздо больше времени со своим ребёнком, и, соответственно, знают о нём гораздо больше, чем любой специалист - хотя бы потому, что у профессионалов нет возможности уделить ему столько же времени и внимания. Поэтому не делайте ошибку и не предполагайте, что вы теперь не должны выполнять обычные родительские обязанности.
Конечно, вам придётся приспособить некоторые из обычных занятий, приёмов и техник обучения, которыми обычно пользуются родители, так, чтобы они подходили для вашего незрячего ребёнка. Те специалисты, которые работают с ним, могут подсказать вам, как лучше делать те или иные вещи. Но в самом незавидном положении находятся дети тех родителей, которые просто сидят и ждут, чтобы школьные учителя научили их ребёнка сморкаться, делать себе бутерброды или самостоятельно ходить в туалет.
Воспитывать незрячего ребёнка, впрочем, как и любого другого ребёнка, - это одновременно и пугающе трудная задача, и удивительное благословение. У вас есть ресурсы, к которым вы можете обратиться: члены Общества слепых, родители других незрячих детей, а также те специалисты, которые работают с вашим ребёнком. Но в первую очередь именно вы - эксперт по своему ребёнку, особенно там, где дело касается его сильных сторон. Я надеюсь, что вы будете представлять его интересы и научите его сообщать о своих особенностях и потребностях. Вы - тот самый человек, который способен эффективнее всего научить его тем умениям и навыкам, которые позволят ему стать частью общества и найти себе друзей, как в школе, так и за её пределами.