К моменту поступления в первый класс ваш ребёнок, надеемся, уже умеет сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и пользоваться туалетом. Теперь он стал старше и для него настала пора овладевать более сложными навыками гигиены и самообслуживания:
- самостоятельно принимать ванну и душ;
- мыть голову и расчёсывать волосы;
- делать себе причёску и следить за ней.
Важно работать над этими навыками в течение первого года-двух в начальной школе, то есть в то же время, когда остальные (зрячие) дети того же возраста учатся делать то же самое. Так как вашему ребёнку, скорее всего, придётся полагаться в основном на своё осязание, ему может понадобиться больше практики для того, чтобы обрести уверенность. Вы сможете помочь ему, если будете давать обратную связь (сообщать ребёнку, как он выглядит) и достаточно возможностей потренироваться.
Понятия о скромности и приличии
На этом этапе очень важно, чтобы ребёнок усвоил понятие скромности и разницу в правилах поведения дома и в общественном месте. Возможно, что он не осознаёт того, что другие люди могут его видеть, если он не закрыл двери в туалет, ванную или не задёрнул занавески на окне, и не понимает, что это неприлично. Объясните ему, почему принимать ванну, раздеваться, чесаться и т.д. необходимо в уединении. Вначале это может показаться ребёнку глупым и непонятным, но с вашей помощью он начнёт различать, что можно, а чего нельзя делать прилюдно.
Возможно, ребёнку будет проще, если вы составите для него список вещей, которые нужно делать, чтобы не выглядеть неприлично, например:
- Перед тем, как раздеваться в ванной или пользоваться туалетом, обязательно закрой дверь.
- Перед тем, как переодеваться в домашнюю одежду или пижаму, закрой дверь в свою комнату.
- Когда ты одеваешься утром, убедись, что все пуговицы и молнии у тебя на одежде застёгнуты.
- Перед тем, как выйти из туалета, убедись, что твоя одежда в порядке.
Советы по устройству ванной комнаты
- Пусть те вещи, которыми пользуется ваш ребёнок, всегда лежат на определённых местах.
- Если несколько флаконов или бутылок одинаковы по форме и размеру, добавьте контрастные тактильные метки, чтобы их различать. Например, наденьте на бутылку с шампунем резинку, а бутылку с кондиционером оставьте без метки.
- Поместите крючок для детского полотенца так, чтобы на него не брызгала вода из душа, но в то же время до него можно было бы легко дотянуться.
- Если у вашего ребёнка есть остаточное зрение, помните о контрасте. Он очень важен для того, чтобы ребёнку было легче различать предметы. Найти кусок белого мыла в белой мыльнице, которая стоит на краю белой раковины, будет очень трудно. Если же положить мыло в мыльницу тёмного цвета, ребёнку будет гораздо удобнее.
Учимся принимать ванну
Очень хороший способ научить своего ребёнка новому навыку - разбить его на отдельные шаги. Продумайте список таких составляющих, а затем проделайте весь процесс сами, шаг за шагом, и посмотрите, где нужно что-то адаптировать для удобства вашего ребёнка. Например, вот такие шаги нужно проделать, чтобы самостоятельно принять ванну или душ:
- Пустить воду нужной температуры перед тем, как забраться в ванну.
- Знать, как быстро переключить воду, если она вдруг окажется слишком холодной или слишком горячей.
- Намочить и намылить мочалку, вымыть по очереди все части тела.
- Тщательно ополоснуться.
- Когда мытьё закончено, прополоскать и отжать мочалку.
- Выключить душ или вытащить пробку из ванны.
- Тщательно вытереться.
- Повесить полотенце и мочалку сушиться.
Если у ребёнка не получается выдавить нужное количество шампуня или кондиционера сразу на волосы, покажите ему, как можно налить немного шампуня сначала в ладонь, а уже потом нанести его на волосы. Объясните, что, если пены мало, можно добавить на руку ещё немного шампуня и ещё раз намылить голову.
Уход за волосами
Многие дети, и мальчики, и девочки, имеют чёткие предпочтения относительно причёски и длины волос. Какую бы стрижку ни выбрал ваш ребёнок, объясните ему, что он должен регулярно расчёсывать волосы и держать причёску опрятной. Если он плохо умеет причёсываться сам, покажите ему, как это делается, используя приём «рука в руке» / «рука на руке». Если ваша дочка пользуется резинками и заколками, то пусть она складывает их в одно определённое место, например, в корзинку или коробочку на зеркале, чтобы она всегда знала, где их найти.